В интервью британской Financial Times Дмитрий Медведев сделал ряд важных внешнеполитических заявлений. Он высказался за нормализацию отношений с Лондоном, за продолжение процесса ограничения стратегических вооружений, а также против размещения элементов американской ПРО в Европе и приема Украины и Грузии в НАТО. По словам Медведева, во внешней политике нельзя быть ни либералом, ни демократом, ни консерватором. Главное – блюсти национальные интересы.
Дипломаты в Лондоне отмечают, что сигналы из Москвы в последнее время стали более позитивными. На Даунинг-стрит пока неофициально намекают, что Россия может разрешить открыть региональные офисы Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В ответ на вопрос «НГ», когда решится данная проблема в двусторонних отношениях – до встречи премьера Гордона Брауна с президентом Медведевым в июне этого года или после, – дипломатический источник «НГ» в Лондоне сказал: «Это будет зависеть от российских властей, ведь деятельность офисов Британского совета была приостановлена ранее в этом году по их указанию».
В интервью FT Медведев не упомянул о возможности открытия офисов. Напротив, отвечая на вопрос, верит ли он, что Британский совет занимается шпионажем, сказал, что проблема существует. Политик заметил, что такого рода организации традиционно используются для сбора данных. Вторым упреком в сторону Лондона стало напоминание Медведева о том, что именно британцы свернули сотрудничество спецслужб двух стран после отказа России экстрадировать в Британию Андрея Лугового.
Больше Медведев говорил о позитиве: сообщив, что британские инвестиции в российскую экономику в минувшем году составили 26 млрд. долл., увеличившись почти на 4%, он назвал двусторонние отношения великолепными и лучшими за всю историю. «Препятствий для развития экономического сотрудничества нет», – сказал политик. По его словам, Браун одним из первых позвонил, чтобы поздравить его с избранием. «Мы готовы в полном объеме восстановить двусторонне сотрудничество, конечно, без предварительных условий и при понимании независимости друг друга», – подчеркнул будущий хозяин Кремля.
Дипломаты отмечают отсутствие резкой риторики в адрес Лондона в ответах Медведева и его неоднократные упоминания о готовности восстановить политические отношения с Британией «в полном объеме». «Москва и Лондон не могут сразу броситься в ноги друг к другу и просить все забыть. Сейчас идет дипломатическая игра. Страны полунамеками показывают, что готовы к улучшению отношений, и смотрят на реакцию партнера. Неприятия в связи с изменением риторики Москвы из Лондона не видно», – прокомментировал «НГ» ситуацию российский дипломат.
Как сказала «НГ» Наталья Лещенко, эксперт консалтинговой компании Global Insight (Лондон), правительство Великобритании в последнее время неоднократно заявляло о своей готовности продолжать сотрудничество с Россией. «Есть основания полагать, что такие заявления носят не только формальный характер. Они основываются на серьезном понимании британскими политиками пользы от взаимодействия с Россией», – сказала Лещенко. Эксперт акцентировала внимание на том, что сложности в двусторонних отношениях частично возникали «из-за догматичного характера Владимира Путина и Гордона Брауна». Медведев же пока «проявил себя более гибким и готовым к диалогу, поэтому шанс на улучшение личных отношений между лидерами есть». Хотя скорых прорывов в разрешении политического конфликта эксперт не ожидает.
В российских дипломатических кругах отмечают, что при президенте Медведеве возможны «стилистические» изменения во внешней политике. Однако основной вектор – отстаивание национальных интересов РФ с учетом интересов партнеров, но без ущерба себе – останется прежним. Заявления избранного президента во вчерашнем интервью это, похоже, подтверждают. По мнению Медведева, на внешнеполитическом треке нельзя быть либералом, консерватором или демократом. Надо основывать свою позицию исключительно исходя из интересов своей страны. Если у лидера есть понимание баланса между внутренней и внешней политикой, он может быть успешным. В этом Медведев видит причину популярности политики Путина.
Как и ранее президент Путин, Медведев жестко высказался по поводу намерения США развернуть третий позиционный район ПРО в Европе: «Мы считаем, что такие решения нарушают хрупкий баланс сил и средств в Европе». Он напомнил, что «все это» начала не Россия, но необходимо искать возможности, чтобы двигаться дальше ради недопущения «радикального ухудшения ситуации». По словам Медведева, Москва рассматривает предложения по ПРО, привезенные в российскую столицу ранее в этом месяце госсекретарем США Кондолизой Райс и шефом Пентагона Робертом Гейтсом. Идет работа и над договоренностями по взаимному контролю за стратегическими наступательными вооружениями после истечения Договора СНВ в следующем году. Медведев дал следующую характеристику состоянию безопасности в мире: «Мы живем в очень сложном и опасном мире, когда число ядерных стран растет, а угроза ядерного терроризма высока». Он ни словом не обмолвился о возможности корректировки политики России на иранском направлении.
Предельно четко, как и Путин, Медведев изложил позицию РФ относительно перспектив приглашения Украины и Грузии к подготовке по вступлению в НАТО: «Мы рассматриваем эту ситуацию как крайне неблагоприятную для существующей системы европейской безопасности».
Эксперты отмечают, что выступление Медведева в FT – ключевом издании делового мира – это не только позитивный сигнал британским властям, но и попытка разъяснить мировому деловому сообществу экономические подходы нового лидера. Не случайно на протяжении большей части беседы избранный президент постоянно апеллирует к необходимости укрепления независимой судебной системы в России и повышению уважения к закону у граждан, но также и у представителей власти. Заверения Медведева о приверженности ценностям демократии в той форме, в которой человечество развивало их на протяжении последних веков, тоже должно быть музыкой для ушей западных партнеров.
Рассуждая о монументальных социальных и экономических задачах, стоящих перед РФ, Медведев четко дал понять Западу: он приходит надолго. На этом фоне любопытно переосмысление ситуации, которое наблюдается сейчас среди европейских дипломатов. Ранее бытовало мнение, что Медведев лишь промежуточная фигура, которая должна посторожить кресло Путина, пока тот не вернется в Кремль снова. А в недавней беседе с «НГ» высокопоставленный европейский дипломат образно заметил: «Медведев не хочет быть яйцом всмятку. У него есть свои амбиции и рано или поздно он, как Путин, начнет ставить своих людей. Сначала – на периферии, а потом постепенно дойдет до Центра».
По словам собеседника «НГ», главные опасения в Европе связаны с тем, как у Медведева сложатся отношения со спецслужбами. Ведь в отличие от Путина он не проходил службу в КГБ. Вчера новый лидер дал понять, что намерен действовать жестко. Если он получит информацию, что представители какой-либо правоохранительной структуры борются между собой за материальные ценности, эти люди «немедленно будут уволены» и привлечены к уголовной ответственности.
Продолжение темы:
- Пятое "и" Дмитрия Медведева: Новый президент совершил ошибку, дав первое интервью иностранному СМИ
- Странный способ общения со страной: интервью Медведева рождает больше вопросов, чем ответов.
- Спецслужбы не должны соперничать за богатства: Дмитрию Медведеву, по его словам, неизвестны факты соперничества спецслужб за перераспределение богатств, эта проблема, по словам опрошенных «НГ» экспертов, существует.