Правящий Союз в поддержку народного движения (СПНД), лидер которого Николя Сарко 10 месяцев назад был избран президентом, потерпел поражение на муниципальных и кантональных выборах. Голосование прошло в два тура 9 и 16 марта. Избраны мэры и муниципальные советники 36 тыс. городов, а также генеральные советники 101 департамента страны.
Из крупнейших городов страны у правых остались только три – Марсель, Бордо и Ницца. К социалистам, выступавшим в союзе с коммунистами и защитниками окружающей среды, отошли Страсбург и Тулуза. Мэры-социалисты переизбраны в Париже, Лилле и Лионе. В 37 городах с населением от 100 до 200 тысяч жителей левые завоевали 25 муниципалитетов вместо 16, которыми они руководили ранее. Левый блок также получил большинство в 60 департаментах вместо прежнего 51. В целом за социалистов и их союзников высказались 49,5%, а за правящую партию Саркози – 47,5%. При этом более трети населения на выборы не пришли. Это рекордная неявка для Франции за последние полвека.
Что касается других партий, то неудачно выступили центристы. Они заключали предвыборные союзы в разных регионах с разными политическими силами, что никак не способствовало их успеху. Глава центристской партии Демократическое движение Франсуа Байру, сумевший стать третьим на прошлогодних президентских выборах, не смог завоевать мэрию города По. Успешнее, хотя и без сенсаций, прошли испытание выборами Компартия и ультралевые партии.
В итоге традиционное для Франции сожительство левых и правых приобрело новый оттенок: в муниципалитетах и в территориальной администрации верховодить будут в основном социалисты, зато в правительстве и в значительной мере в национальном парламенте – СПНД.
Это позволило наблюдателям говорить даже о «наказании Саркози», прежде всего из-за ухудшения покупательной способности французов. Оппозиция потребовала смены курса, хотя многие полагают, что главной ее составляющей, Соцпартии, так и не выработавшей четкой программы и не преодолевшей конфликты между лидерами, еще весьма далеко до восстановления своих сил.
В правящем лагере голоса разделились. Премьер-министр Франсуа Фийон считает, что местные проблемы и слабая явка не позволяют «извлечь из этого голосования урок на национальном уровне». В то же время некоторые его соратники рекомендуют ускорить реформы. Сам Саркози еще перед голосованием обещал учесть его результат, но продолжить перемены. Зато бывший премьер Жан-Пьер Раффарен, предложил «поправить прицел». Пресса высказалась в том смысле, что образ «всепобеждающего бойца Сарко» явно потускнел, а его партия стала жертвой недовольства именно президентом.
В чем же причины падения популярности главы государства, потерявшего за полгода половину личного рейтинга, снизившегося с 60 до 30%? Политолог Жан-Марк Легаль предположил, что экономическая реальность и предложенные президентом реформы обеспокоили средний класс и малообеспеченное население. Они ожидали от хозяина Елисейского дворца сочувствия к социальной теме и проблеме неравенства. Однако тесные связи президента с олигархами, афишируемая им страсть к роскоши, да к тому же выставляемое напоказ личное счастье лишь обнажили дистанцию, отделяющую Саркози от «рядового француза».
Более того, «американский стиль» Сарко вызвал не столько стремление к подражанию и поиску собственного благополучия, сколько отторжение.