Китайская полиция проводит в Лхасе обыски в домах участников антикитайских протестов. Ее цель – задержать активистов выступлений до того, как эстафета с олимпийским огнем проследует через Тибет в Пекин. Но вслед за Лхасой волнения тибетских монахов и мирян распространились на соседние провинции КНР.
В демонстрациях участвуют тибетские общины в провинциях Сычуань, Цинхай и Ганьсу. Это вынудило Пекин перебросить в неспокойные уезды силы безопасности из других районов Китая. В провинции Цинхай полицейские, оснащенные спецтехникой для борьбы с уличными бунтами, сосредоточились вчера около буддийского монастыря в городе Тунжэнь. Этот шаг власти предприняли в ответ на марш, в котором приняли участие десятки лам. Монахи, несмотря на запрет собираться группами поднялись на холм, развели костер и стали возжигать там сосуды с благовониями. «Это наш протест», – сказал один из монахов корреспонденту агентства AP.
В провинции Сычуань противостояние между стражами порядка и священнослужителями вылилось в кровопролитие. В городке Аба вооруженные полицейские попытались пресечь демонстрацию. В стычке один полицейский был убит, три или четыре микроавтобуса полиции сожжены. Всего, по сведениям Центра за свободу Тибета, базирующегося в Лондоне, погибли от восьми до тридцати участников протеста.
В городе Сяхэ провинции Ганьсу выступления тибетцев продолжались в минувшие пятницу и субботу. В первый день демонстрации под тибетскими национальными флагами прошли мирно. На другой день толпа, насчитывающая более тысячи человек, напала на здания административных служб. Полиция применила слезоточивый газ и ввела комендантский час. В городе Ланьчжоу, столице той же провинции, митинг протеста провели тибетские студенты Университета национальных меньшинств.
Хотя эти выступления носят разрозненный характер, Пекин вынужден принимать чрезвычайные меры, чтобы помешать распространению информации о них внутри Китая. Открытый в обычное время доступ к сайту YouTube был заблокирован после того, как в субботу на сайте появились снимки демонстраций в Лхасе и за рубежом.
На духовного лидера тибетцев Пекин возлагает ответственность за происшедшее. Парадокс состоит в том, что Далай-лама не призывает к восстанию и не поддерживает требование о предоставлении независимости Тибету. Его лозунг – «средний путь», что подразумевает предоставление Тибету подлинной культурной автономии в рамках КНР.
Лишенный возможности непосредственно общаться с соотечественниками на родине, Далай-лама призвал провести международное расследование подавления демонстраций в Лхасе. Касаясь наплыва мигрантов в Тибет из внутренних районов Китая и вмешательства властей в жизнь монастырей, лауреат Международной Нобелевской премии мира заявил: «Преднамеренно или не преднамеренно, но определенный вид культурного геноцида имеет место».
Тем временем в Лхасе, как передал в понедельник Джеймс Майлз, корреспондент английского еженедельника «Экономист», царит страх. Никто не знает, последуют ли повальные аресты после того, как в полночь истечет срок ультиматума властей, предложивших участникам протестов явиться с повинной. Вчера днем и ночью центр города был пустынным. Тишину время от времени нарушали только хлопки выстрелов. Люди боятся выходить на улицу – ведь солдаты дежурят с винтовками наготове.
Стремление Пекина утихомирить Тибет как можно скорее понятно. Ведь уже через две недели возьмет старт эстафета олимпийского огня, которая должна пройти и через этот автономный район КНР. Но на данный момент эта церемония скорее напомнит миру о нарушениях прав человека в Китае, чем о его экономических и спортивных успехах.