Отношения между Россией и Британией, резко ухудшившиеся после смерти Литвиненко, грозит еще сильнее остудить спор с мэрией Лондона. Мэрия заявила, что посольство РФ задолжало ей 912 тыс. фунтов (более 1,8 млн долл) за неуплату сбора за въезд наших дипломатов в центр города. Посольство России, как, впрочем, и многих других стран, отказывается оплачивать этот сбор, ссылаясь на то, что он противоречит международному праву. Но МИД Англии поддерживает мэрию.
Конфликт из-за того, должны ли дипломаты, как обычные водители, платить 8 фунтов за въезд в центр столицы (так называемый сбор за перегруженность) длится уже более двух лет. Но задолженность посольств круто взлетела вверх после того, как мэрия в феврале прошлого года расширила зону, в пределах которой взимается плата.
Слабым утешением для российской стороны может служить то, что она не самый крупный должник. На первом месте находится посольство США, задолжавшее более 2 млн фунтов. Оно получило в 2005 году инструкцию из Госдепартамента, который предписал дипломатическим, административным и техническим сотрудникам миссии не платить «незаконный налог». Основанием для такого решения является Венская конвенция о дипломатических отношениях от 1961 года. В тексте конвенции, в частности в статье 28, ясно сказано, что расходы миссии, понесенные в ходе выполнения официальных обязанностей, должны быть освобождены от сборов и налогов.
Решение американского посольства вызвало гнев у мэра Лондона Кена Ливингстона, который прежде входил в леворадикальное крыло лейбористской партии, за что и получил кличку «Красный Кен». Ливингстон назвал главу дипмиссии США Роберта Татла мелким плутом.
С тех пор финансовые масштабы спора продолжали нарастать. На втором месте по задолженности идет Япония, на третьем Нигерия, а Россия занимает четвертое место. Вплотную за ней следует Германия.
Казалось бы, положения Венской конвенции, которую подписала и Британия, не могут нарушаться. Да и если следовать здравому смыслу, а не юридическим формальностям, то положение для дипломатов складывается абсурдное. Допустим, посла РФ пригласили в Форин офис (МИД), чтобы заявить протест из-за какого-либо инцидента. Случай, конечно, гипотетический, но отнюдь не немыслимый, учитывая плачевное состояние англо – российских официальных отношений. Но Форин офис находится в сердце Лондона. Значит, для того, чтобы выслушать протест, главе нашего диппредставительства нужно еще внести сбор за въезд в центральную зону.
Однако мэрия утверждает, что сбор за перегруженность –это не налог, а услуга, предоставляемая для того, чтобы автомобили в центре могли ездить, не попадая в длиннющие «пробки».
Перспектива урегулирования конфликта выглядит туманной. Ведь Форин офис поддерживает мэрию. МИД при этом ссылается на то, что английские дипломаты в Сингапуре и Норвегии не освобождены от уплаты подобного сбора.
Ливингстон уже угрожал подвергнуть машины дипломатов-неплательщиков эвакуации. Но пока до этого дело не дошло.