Продолжается визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Францию. Программа у Патриарха насыщенная. После выступления на сессии ПАСЕ во вторник Алексий II посетил русский православный храм Всех Святых в Страсбурге. В небольшой церкви на рю де Нидербронн Алексия II явно ждали.
Этот приход совсем недавно оказался в юрисдикции Московского Патриархата и является одним из самых молодых в Русской Православной Церкви (РПЦ). Волнение местного духовенства при встрече Патриарха было вполне естественным. Настоятель долго объяснял самому молодому клирику храма, как подавать Патриарху мантию и посох. Вынесли орлец. Настоятель старательно оберегал этот символ патриаршей власти от ног прихожан и прессы. Первым на орлец должен был встать сам Алексий II.
«Патриарх едет!» – заговорили в битком набитой церкви. «Где букет?!» – вдруг спохватился настоятель. Принесли букет, вручили его девочке лет пяти. Наконец, Патриарх вошел в храм. Богослужение продолжалось около получаса. Лица некоторых прихожан блестели от слез. Впрочем, и пота было не меньше: в маленьком помещении было очень душно. Наконец, возгласили «Многая лета!», после чего Алексий II вышел на улицу.
Во второй раз в этот день «Многая лета!» Патриарху возглашали уже в светской обстановке, в Концертном зале Страсбурга. Выступали церковные и светские хоры из России. Корреспонденту «НГ» посчастливилось сидеть вместе с другими журналистами в первом ряду. Случай уникальный, волей-неволей закралось подозрение, что места эти были зарезервированы для кого-то заранее. Программу должен был открывать сам Патриарх, но в последний момент что-то не сложилось.
Парижская программа Алексия II началась с посещения Трехсвятительского подворья, молебна и встречи с прихожанами церкви. На богослужении присутствовали посол России во Франции Александр Авдеев и епископы других Православных Церквей. Патриарх призывал к укреплению единства православия и называл единство РПЦ «первым шагом к благоустроению православного присутствия в других странах».
В Париже Алексия II встретила отнюдь не единая православная паства, а, по сути, два противоборствующих лагеря православных. Представитель одного из них, секретарь Епархиального совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат) Михаил Соллогуб заявил корреспонденту «НГ»: «Мы сохраняем русский язык богослужений, но при этом мы граждане Франции, мы укоренены во французской культуре и считаем, что наша Церковь должна быть автономной. К сожалению, в Москве этому не придают должного значения». По словам Соллогуба, еще в июле Патриарх получил приглашение посетить знаменитое Сергиевское подворье в Париже и выступить с докладом перед представителями русской эмиграции, находящимися под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. Однако в Москве это приглашение отклонили в связи с насыщенной программой визита.
Иной точки зрения придерживается прихожанин одного из храмов РПЦ в Париже публицист и переводчик Никита Кривошеин. Как заявил он корреспонденту «НГ», «никакого самобытного французского православия не существует, а существует лишь просто православие либо православие русской традиции». По его словам, Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе долгое время бойкотировала представителей РПЦ, и лишь теперь архиепископ Гавриил (де Вильдер) «нехотя» согласился встретиться сегодня с Патриархом в Успенском храме на кладбище Сен-Женевьев де Буа.
К сожалению, в тот момент, когда Патриарх совершал молебен в церкви Трех Святителей, самолет с журналистами, прибывшими с Алексием II из Москвы, только-только совершил посадку в парижском аэропорту. Не были допущены они и на встречу с президентом Франции Николя Саркози, которая состоялась вечером. Кстати, еще 2 октября не было до конца известно, состоится ли она. Причину неопределенности коротко прояснил корреспонденту «НГ» сопровождающий Патриарха протоиерей Всеволод Чаплин: «Интриги!»
Да, конечно, ни один визит такого рода не обходится без интриг. Впрочем, уже вчера было понятно, что сам визит прошел успешно. Вечером Патриарх совершил богослужение в Нотр-Дам де Пари. Политика политикой, а православного богослужения в соборе Парижской Богоматери еще никогда не было.
Страсбург