Во Франции с настороженностью смотрят на рост расходов на оборону в России, Китае, Израиле и Саудовской Аравии. Между тем Париж изучает возможность возвращения в военную организацию НАТО – структуру, в которой Франция не участвовала более 40 лет. Последнее свидетельствует о продолжающемся сближении президента Николя Саркози с Вашингтоном.
Выступление министра обороны Франции Эрве Морена в Оборонном университете в Тулузе на этой неделе осталось практически не замеченным мировыми СМИ. Между тем министр сделал ряд важных заявлений. Морен ранжировал вызовы, перед которыми стоит Франция. 1) Риск усиления напряженности в Африке, на Ближнем Востоке, в Восточной Европе, Южной Азии, а также Афганистане и в Ливане. 2) Демографическая ситуация, усугубляющая разрыв между богатым Севером и бедным Югом. 3) Изменения климата, глобальное потепление. 4) Угроза поставкам энергоносителей и сырья. 5) Распространение оружия массового уничтожения. 6) Терроризм.
Наконец, седьмой вызов Морен описал так: «Не будем забывать о возможном возникновении крупной военной угрозы. В Белой книге за 1994 год говорилось о малой вероятности крупного конфликта высокой интенсивности. Сегодня же такую возможность больше нельзя исключать». Свой вывод министр подкрепил фактом о том, что «весь мир, за исключением Европы, вооружается». По его словам, за 10 лет военные расходы в мире выросли на 37%, и в 2006 году составили 1,2 млрд. долл., достигнув уровня пика холодной войны. Особо Морен выделил КНР, а также Россию, «в которой расходы на оборону с 1998-го увеличились на 155%», Израиль, Саудовскую Аравию, Пакистан и Конго.
Говоря об Иране, Морен счел нужным привести апокалиптический сценарий: «Кто хотя бы на мгновение поверит, что, если Иран обретет ядерное оружие, это не вызовет никакой реакции, прежде всего со стороны соседей страны, а цепная реакция окажется непредсказуемой?» Предельно откровенно министр оценил ситуацию в Ираке, заявив, что страна стоит на пороге хаоса и является основным источником нестабильности и рассадником терроризма.
Сенсационно прозвучали соображения Морена по перспективам отношений Франции и НАТО. Напомним, в феврале 1966 года президент страны генерал Шарль де Голль вывел Францию из военной организации НАТО. Де Голль хотел, чтобы последнее слово при принятии затрагивающих интересы Франции решений оставалось за Парижем, а не за каким-либо из союзников. Франция продолжала оставаться страной – членом НАТО, но лишь в ее политической составляющей. На французской территории не дислоцированы военнослужащие и вооружения других стран – членов союза. Морен отметил, что общая оборонная политика в Европе не состоится, если Париж «не прояснит свою позицию в НАТО».
Министр привел плюсы возвращения Франции в военное командование союза: страна сможет обрести большее влияние внутри структуры, в том числе за счет назначения ее представителей на командные посты; у Парижа появится возможность направлять процесс преобразования НАТО, а также влиять на военные операции альянса.