Луговой раздора.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Напомним, Александр Литвиненко скончался в Лондоне в ноябре прошлого года в результате отравления радиоактивным изотопом полоний-210. По итогам проведенного расследования Королевская прокуратура обвинила в совершении преднамеренного убийства Литвиненко, являвшегося гражданином Великобритании, его бывшего коллегу Андрея Лугового. В ответ на требование Лондона в мае этого года выдать Лугового Москва ответила отказом, сославшись на то, что экстрадировать гражданина России запрещает Конституция РФ.
- Российских дипломатов могут выслать из Лондона (НГ от 12.07.07)
- Лондон злится, Москва дивится (НГ от 11.07.2007)
- С Большой Дмитровки выдачи нет (НГ от 06.07.2007)
Вчера Британия дала официальный ответ на российский демарш. Министр иностранных дел Дэвид Милибенд озвучил заявление в Палате общин в 18.32 по московскому времени. Оно длилось 7 минут.
«Россия -ключевой партнер Великобритании, страна с растущей экономикой», – начал Милибенд. Он подчеркнул, что Британия при подготовке ответа России руководствовалась намерением осуществить правосудие и обеспечить безопасность населения страны. В реакции Лондона четыре пункта: 1) выслать четверых российских дипломатов; 2) приостановить переговоры с РФ об облегчении визового режима; 3) обратиться к другим государствам с просьбой выдать Лугового, если он въедет на их территорию; 4) обсуждать будущее отношение РФ–ЕС с партнерами по Евросоюзу, которые уже выразили британцам поддержку в июне.
Милибенд заявил, что Британия хочет иметь крепкие отношения с Россией и сотрудничать с ней на основе общих ценностей. Упомянув, что ряд стран недавно изменили Конституцию для осуществления экстрадиции, он потребовал, чтобы их примеру последовала и Россия. За Милибендом выступал теневой министр иностранных дел Уильям Хейг, который полностью поддержал главу МИДа. Интересно, что в повестке дня, опубликованной на официальном сайте Палаты общин, речь министра еще вчера утром не фигурировала. В пресс-службе британского парламента «НГ» подтвердили, что ждут Милибенда, а отсутствие анонса на выступление главы МИДа назвали «обычной практикой». В Форин оффисе и в пресс-службе премьер-министра от комментариев воздерживались. В посольстве России в Лондоне «НГ» заявили, что «черпают информацию только из прессы и никаких официальных уведомлений из британского МИДа (по делу Лугового) в посольство пока не поступало».
Российские дипломатические источники вчера отмечали, что Лондон, как и Москва, при любом раскладе попытается минимизировать негативные последствия для российско-британских торгово-экономических отношений, которые пока складывались благополучно. Так, в июне в Лондоне прошел ежегодный саммит российско-британской Торговой палаты – как раз в те дни, когда Форин оффис сообщил об ухудшении делового климата в России, а премьер Великобритании Тони Блэр заявил, что британский бизнес может уйти из РФ ввиду ее высокомерного отношения к Западу. В официальных выступлениях на мероприятии, а также в кулуарах, как рассказали корреспонденту «НГ», участники отвергли оба эти заявления. Главный аргумент был: «Россия остается местом, где можно делать деньги и расти, и с прагматичной точки зрения деловые круги (Британии) намерены преодолеть политические препятствия».
Российско-британский торговый баланс в 2006 году составил 14 млрд. долл., увеличившись на 50% по сравнению с предыдущим годом. В этом году британские инвестиции в Россию должны практически удвоиться (в 2006 году – 3,3 млрд. долл.). По словам посла России в Великобритании Юрия Федотова, королевство – второй крупнейший инвестор в Россию, и его обходит лишь офшорный рай Кипр.
Получается, что и России, и Британии есть что терять. Эксперт консалтинговой компании Global Insight (Лондон), доктор политических наук Наталия Лещенко в интервью «НГ» не исключила, что торгово-экономические отношения стран могут пострадать: «В случае дальнейшего разрастания кризиса вокруг Лугового крайней мерой могла бы стать отмена торговых преференций». Обычно страны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле, то есть нормальный торговый режим, который как, например, в случае с поправкой Джексона-Вэника, действующей в США в отношении России, может ограничиваться. Однако Лещенко считает, что такой шаг был бы исключительно крайней мерой: в Англии есть серьезное лобби, ратующее за продолжение бизнеса с Россией. «Скорее всего возможности для инвестирования в Россию сохранятся. У британцев есть проекты и технологии, которые могут заинтересовать российское правительство», – считает эксперт.
Первый удар кризиса вокруг экстрадиции Лугового придется по политическим отношениям Лондона и Москвы. «В России нередко звучат комментарии, что новое британское правительство просто хочет самоутвердиться за счет нынешнего противостояния с Россией. Однако это не так. Премьер Гордон Браун, как и президент Владимир Путин, – очень догматичный политик, который не отступит от своих идеологических позиций», – заявляют британские наблюдатели. В Англии уважают закон, и, если он предписывает привлечь обвиняемого к суду, это должно быть сделано. Эксперты прогнозируют ухудшение общей атмосферы и повышение напряженности в политических контактах России и Британии, рост давления властей на Британский совет в России и снижение сотрудничества в сфере безопасности.
Реакция Москвы на высылку российских дипломатов из Лондона, очевидно, не заставит себя ждать: Россия, вероятно, также вышлет британских дипломатов. Такая тактика, обкатанная в период холодной войны, в Британии не применялась более 10 лет.