Вашингтон продолжит реализацию планов по размещению 10 противоракет в Польше и РЛС в Чехии. Об этом заявила в конце минувшей недели госсекретарь США Кондолиза Райс. О том, как продвигается работа в Чехии, в эксклюзивном интервью «НГ» рассказал Томаш Клваня – официальный представитель правительства Чешской Республики по вопросу ПРО.
– Место для размещения РЛС в Чехии уже подобрано окончательно?
– Да. Министерство обороны предложило разместить объект в южной части военного полигона Брды. Это примерно в 2 км от деревни Мишов (около 70 км юго-западнее Праги. – «НГ»). Именно там будут проведены окончательное исследование и замеры. Это произойдет в ближайшие недели. Мы ожидаем, что впоследствии именно Брды будет фигурировать в наших переговорах с американцами.
– Известно, что Чехии и США остается уладить еще немало правовых вопросов.
– Да. Переговоры ведь едва начались. Их основная часть пройдет в ближайшие месяцы. И мы пока не хотим предвосхищать результат дискуссий. Отмечу, что в целом правительство Чехии приветствует инициативу США. И в случае справедливой договоренности, выгодной обеим сторонам, мы намерены разместить радиолокационную станцию.
– Сколько будет стоить строительство объекта?
– На строительство не потребуется выделять значительные средства из бюджета Чехии: большую часть расходов возьмет на себя американская сторона, если, конечно, переговоры увенчаются успехом и их результат будет утвержден парламентом Чехии. Мы должны будем очистить часть военного полигона Брды, который, как вы знаете, в прошлом использовался советской армией. Там необходимо улучшить экологическую обстановку.
– Перечислят ли США Чехии какие-то средства за размещение РЛС, в частности, должны ли американцы оплачивать аренду земли под объектом?
– Да. Детали будут согласованы как раз в ходе переговоров, поэтому дать их вам сейчас я не могу.
– Вы упомянули, что результат переговоров должен быть одобрен парламентом. Референдума по ПРО не будет?
– Действительно, в Чехии нет единства мнений по вопросу ПРО. Но правительственная коалиция полагает, что необходимости в референдуме нет. Находящиеся в оппозиции социал-демократы требуют народного волеизъявления. Но ведь решение о размещении РЛС не влечет никаких изменений в Конституции, не предполагает делегирования части суверенитета. Так, например, при вступлении в Евросоюз мы проводили референдум. Но сейчас ситуация иная, и конституционной необходимости в референдуме нет.
– Как долго могут продлиться переговоры с США?
– Мы ожидаем, что переговоры будут проходить в ближайшие несколько месяцев. Возможно, они завершатся в начале 2008 года. Тогда договоренности, подписанные на уровне президентов, и сопутствующие документы будут представлены в парламент Чехии, который и должен будет ратифицировать их (необходимо одобрение обеих палат – сената и палаты депутатов).
– Когда начнется непосредственно строительство РЛС?
– Это полностью зависит от бюджетных соображений Конгресса США. Конечно, важно и насколько быстро мы сможем согласовать и ратифицировать договоренности. В целом планируется развернуть третий позиционный район ПРО США в Европе к 2012–2013 году.
– Чешская Республика просила США защитить ее от иранской или иной ракетной угрозы?
– Не уверен, что понял ваш вопрос. Скажу лишь, что это оборонительная система против одиночных баллистических ракет, защитить от массированной атаки – сотен и тысяч ракет – она не сможет, да, впрочем, на это и не рассчитана. ПРО в Европе не направлена против какого-либо государства, но предназначена дать отпор тем, кто станет угрожать Европе и США. Сегодня мы говорим об Иране, поскольку эта страна представляется наиболее опасной. Иранцы разрабатывают ядерную программу и совершенствуют свои ракеты. Данная система – страховка от угроз из нестабильных регионов, которых может и не быть сейчас, но которые могут появиться в будущем. Кто знает, что через 20 лет будет с Северной Африкой, смогут ли террористы овладеть баллистическими ракетными технологиями, а что произойдет с Пакистаном? Мы были бы рады, если бы Россия присоединилась к нашим усилиям, помогла расширить зону стабильности.
– Я имел в виду, просили ли сами чехи, чтобы американцы развернули РЛС на их территории? Как все происходило?
– США сами попросили нас рассмотреть возможность размещения РЛС на нашей территории. Это была идея Вашингтона. Первые переговоры – как неформальные, так и формальные – начались в 2002 году. Они продвигались очень медленно. Но в начале этого года правительство США направило дипломатическую ноту чешскому правительству, запросив формально рассмотреть данный вопрос.
– Насколько я понял, вы ожидаете положительного исхода переговоров с США?
– Да. В нынешних обстоятельствах у нас есть все основания ожидать положительного исхода переговоров с нашими американскими союзниками в достаточно короткие сроки. Мы просто не предвидим каких-либо проблем.
– Вице-премьер России Сергей Иванов недавно заявил, что, если Вашингтон не примет предложения Москвы по сотрудничеству в сфере ПРО, Россия может разместить новое ракетное вооружение в Калининградской области. Как вы это прокомментируете?
– Как бы то ни было, мы отметили, что президент Владимир Путин и г-н Иванов несколько смягчили тональность своих заявлений в последние недели. И мы приветствуем это. Что касается конкретной конфигурации противоракетной обороны в Европе, то соответствующих договоренностей должны достичь США и Россия. Исходя из информации, имеющейся на сегодняшний день, очевидна необходимость развертывания элементов ПРО – радара и подземной базы ракет-перехватчиков в Центральной Европе. Причина тут в географии. И мы бы только приветствовали российско-американские договоренности в сфере ПРО, которые позволили бы защитить всю Европу.