Владимир Путин прибыл вчера в семейное поместье президента США Джорджа Буша. Основной акцент на саммите в Кеннебанкпорте Москва сделает на вопросах безопасности.
Путин прибыл в поместье Бушей вчера вечером. Российского президента ждал ужин, главным блюдом которого стали лобстеры. Основные переговоры Путин и Буш проведут сегодня. Ожидается, что серьезный разговор начнется уже за завтраком, а главная беседа состоится до вечера. Путин улетит, проведя в обществе Бушей менее суток. Не слишком много времени, чтобы договориться по важнейшим вопросам.
По словам помощника президента Сергея Приходько, «в центре внимания на саммите будут вопросы безопасности». Российская сторона надеется обсудить ход экспертного диалога по стратегическим наступательным вооружениям, начатого по поручению Путина и Буша в прошлом году. Срок действующего СНВ истекает 5 декабря 2009 года. После этой даты Россия и США в отсутствие новой договоренности могут потерять механизмы взаимного ядерного контроля.
Как отмечает РИА Новости, в Кремле считают, что «в вопросе нераспространения интересы двух стран совпадают практически полностью, поэтому поле для совместной деятельности в этой сфере весьма обширное». Перспективная база – инициатива Путина по созданию Международного центра по обогащению урана. Впрочем, Вашингтон сейчас ждет от Москвы более тесного взаимодействия для обуздания ядерных амбиций Ирана. Информированные источники сообщили, что Буш обсудит с Путиным возможность инспектирования всех грузов, поступающих и покидающих Иран, на предмет выявления ядерных материалов. Тегеран, похоже, может сейчас снова поспособствовать сближению Москвы и Вашингтона.
В последние месяцы действия России и США по предотвращению обретения Ираном атомной бомбы были едва ли не единственным (за исключением ядерной проблемы КНДР) ощутимым примером глобального сотрудничества двух держав. По иным проблемам – прежде всего ПРО, Косово, демократия – позиции сторон существенно расходятся. Москва говорит о готовности проявлять гибкость и тут же указывает, что эта гибкость «небезгранична».
Путин в очередной раз даст понять Бушу, что по вопросу совместной защиты от ракетных угроз можно договориться, и призовет избегать односторонних шагов, таких как развертывание 10 американских противоракет в Польше и РЛС в Чехии. Однако по ПРО лидеры останутся каждый при своем мнении.
Символичный обмен мнениями состоится и по ситуации на палестинских территориях. Лидеры осудят межпалестинское кровопролитие, но общего рецепта по ближневосточному урегулированию (если он вообще возможен) у Москвы, готовой иметь дело с ХАМАС, и Вашингтона, связанного жесткой позицией Израиля, не получится.
Любопытно, что Кремль сыграл на опережение по вопросу демократии. Зная, что Буш не может не затронуть тему отхода от демократических принципов и норм, Москва сама выразила готовность «к предметному диалогу».
Как бы то ни было, встреча в Кеннебанкпорте, по словам экс-замгоссекретаря США Стивена Пайфера, – это «последняя реальная возможность для президентов выправить отношения, которые в последние годы катились под откос». Быть может, Буш и Путин смогут закрепить на саммите точку опоры, отталкиваясь от которой отношения будут строить их последователи.
Пока же проявлением влияния Путина на американцев стало лишь частичное обрусение штата Мэн. В некоторых ресторанах впервые за их историю появились меню на русском, водка «Столичная» и коктейль Hootin’ Putin, то есть «Гикающий Путин» (малиновая водка, лимонад и чай со льдом), а над поместьем Бушей рядом с американским зареял российский флаг.