Пятница стала главным переговорным днем саммита Евросоюза в Брюсселе. Международные проблемы отодвинуты на задний план. В центре внимания – институциональный кризис ЕС. Польша, пригрозившая блокировать предложенный Германией и остальными членами сообщества выход из ситуации, вызванной провалами референдумов по Конституции ЕС во Франции и Нидерландах в 2005 году, предъявит новый аргумент.
- Польша может сорвать саммит ЕС (НГ-Интернет от 22.06.2007)
Встреча открылась вчера вечером кратким заседанием Совета ЕС – высшего органа сообщества в составе глав государств и правительств 27 стран-членов. Лидеры одобрили присоединение Кипра и Мальты к зоне евро. Затем в ходе затянувшегося ужина они попытались в неофициальной обстановке нащупать пути выхода из институционального кризиса ЕС. Хотя попутно министры иностранных дел обсуждают международные вопросы, включая планы США по размещению элементов ПРО в Европе, основное внимание в Брюсселе уделяется проблематике Евросоюза.
Речь идет о предложенном Германией в качестве страны-председателя в ЕС плане по реформированию важнейших институтов – в частности, о создании постов президента и министра иностранных дел союза, ограничении числа депутатов Европарламента, изменении действующего механизма принятия решений. Это меры, фигурировавшие в заблокированном проекте Конституции ЕС. В случае единодушного одобрения документа планируется созвать во второй половине года межправительственную конференцию (уже под португальским председательством) для окончательного согласования «Договора о реформе». Как уже писала «НГ», от названия «конституция» европейцам пришлось отказаться. Это – уступка евроскептикам, опасающимся превращения Евросоюза в «супергосударство», которое подорвет национальный суверенитет стран – членов сообщества.
Предложенная в документе процедура принятия решений в Совете ЕС «двойным большинством» не устраивает поляков, пригрозивших наложить на него вето. Согласно действующему Договору Ниццы, количество голосов, которым обладает каждая страна, определяется рядом критериев, в том числе экономическим и демографическим. При «двойном большинстве» иметь значение будут два фактора – решение должны поддержать 55% стран-членов (то есть 15 лидеров в Совете ЕС), и совокупное население этих стран должно составлять не менее 65% от всего населения Евросоюза.
Польша считается главным возмутителем спокойствия. Солидарность ЕС с Варшавой в мясном споре с Россией не принесла Брюсселю ответной благодарности братьев Качиньских. В преддверии саммита после предупреждения главы Еврокомиссии (правительство ЕС) Жозе Мануэла Баррозу сократить в следующем году финансовые вливания в польскую экономику, премьер Ярослав Качиньский намекнул на возможность компромисса. Однако практически сразу выдвинул новый аргумент. «Мы требуем только одного: пусть нам дадут то, что отняли... Если бы в Польше не было периода 1939–1945 годов, сегодня демографическая ситуация была бы иной – в Польше было бы 66 миллионов человек», – заявил польский премьер.
Польские возражения насчет нового порядка голосования понятны. Он действительно умаляет возможности влияния малых и средних государств в пользу «старой четверки» – Германии, Франции, Англии и Италии. Доля голосов Польши в Совете ЕС по новому правилу увеличится с 7,8 до 8%, а Германии почти удвоится – до 17,2%. Контрпредложение Варшавы (о квадратном корне из населения) не приемлют «большие» страны.
Категоричными выглядят и британские возражения. Лондону претит замысел создания поста министра иностранных дел ЕС. Он требует максимального ограничения полномочий такого чиновника. Англичане также против придания ЕС правового статуса, который позволил бы ему вступать в международные организации. Не согласен Лондон и со ссылкой в договоре о реформе на Хартию фундаментальных прав ЕС. Тони Блэр, для которого Брюссель будет последней международной сценой, и министр иностранных дел Маргарет Беккетт предупредили, что готовы блокировать новый документ ЕС, если он будет содержать неприемлемые для Лондона положения.
Брюссельский саммит должен был бы стать апофеозом полугодового председательства в ЕС Германии и бундесканцлерин Ангелы Меркель. Возможно, в результате дискуссий, которые обещают затянуться сегодня до поздней ночи, лидерам удастся найти компромисс и спасти председательство Меркель. Полувековая история евросообщества знает немало острейших противоречий и кризисов. Тем не менее в целом она была и остается достаточно успешной.