«Крепость Хайлигендамм», как уже называют место проведения саммита G8, окруженное многокилометровым стальным забором с колючей проволокой, начинает заселяться. Одним из первых туда прибывает президент США Джордж Буш. Завтра, до начала официальных мероприятий в рамках G8, намечается его встреча с хозяйкой саммита канцлером Ангелой Меркель. Причем главным предметом беседы станут «климатические разногласия» между Берлином и Вашингтоном. Это последняя попытка уговорить американского лидера на общеприемлемую формулировку экологического документа «большой восьмерки».
Инициатива, одобрение которой Меркель хотелось бы получить в рамках G-8, сводится к идее снижения к 2050 году выбросов парниковых газов на 50% от уровня 1990 года. Это позволит не допустить роста температуры на Земле более чем на два градуса. Причем реализация этих задач должна решаться по линии ООН в процессе переговоров о преемственности Киотского протокола, действие которого истекает через пять лет. Выдвижение задачи «2 градусов» должно было бы стать, по мысли Берлина, едва ли не самым ярким «сигналом» Хайлигендамма.
Но тут немецкая коса нашла на американский камень. США, как известно, не подписали Киотский протокол. При этом в процессе подготовки к саммиту Вашингтон требовал выхолостить любую конкретизацию из предложенного Берлином проекта документа в защиту глобального климата. Более того, за несколько дней до саммита Буш выступил со своим контрпланом. Он предложил созвать в Вашингтоне конференцию 15 важнейших индустриальных государств. Ее целью должна стать выработка до конца 2008 года послекиотских «рамочных условий» ограничения выброса двуокиси углерода. В Германии увидели в этом не просто тактический ход, позволяющий избежать экологической конкретики в Хайлигендамме. План Буша замахивается на большее – он выводит глобальную проблему защиты земной атмосферы из ведения ООН.
По убеждению Меркель, о любых новых соглашениях по климату необходимо договариваться исключительно в рамках всемирной организации. В разговоре с бундесканцлерин по видеоканалу Буш попытался заверить Меркель, что его инициатива не противостоит соглашениям, заключенным под эгидой ООН, и он лишь хочет вовлечь в экологические дискуссии прежде всего такие страны, как Китай и Индия. В Берлине не скрывают разочарования. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер сказал, что различия в подходах Вашингтона и Берлина к изменению климата – не спор о допустимых уровнях, а отражение несовпадающей философии. Канцлер Меркель в интервью «Шпигелю» заявила, что не пойдет на «гнилые компромиссы» и в определенных вопросах проявит в Хайлигендамме твердость.