0
661
Газета В мире Интернет-версия

09.04.2007 00:00:00

Польша посылает двойные сигналы

Тэги: польша, чижов, россия, ес, интервью


В эксклюзивном интервью «НГ» постоянный представитель РФ при Европейских сообществах Владимир Чижов рассказывает о подготовке к переговорам по новому договору о стратегическом партнерстве между Россией и Евросоюзом.

– Владимир Алексеевич, произошли ли действительно подвижки в позиции Польши, которая в конце прошлого года блокировала получение Еврокомиссией (КЕС) мандата на ведение переговоров о новом базовом договоре с Россией?

– Судя по сигналам из Брюсселя, в том числе от представителей Еврокомиссии, подвижки есть. Однако из Варшавы звучат противоречивые заявления. Что будет в итоге – посмотрим. Определенное продвижение в вопросе об утверждении мандата КЕС на переговоры с Россией по будущему договору о стратегическом партнерстве существует. Этот мандат в конце прошлого года заблокировала Польша – единственная из всех 25 на тот момент стран – членов ЕС. Поэтому переговоры до сих пор не начались.

Утром 23 апреля министры иностранных дел ЕС встречаются в формате Совета по общим вопросам и внешним связям в Люксембурге. А во второй половине того же дня состоится плановое заседание Постоянного совета партнерства Россия–ЕС также на уровне глав МИД. Очевидно, тогда ситуация прояснится.

– Можно ли ожидать, что Еврокомиссия получит мандат на переговоры 23 апреля?

– Вопрос о мандате не относится к сфере российско-польских отношений. Это даже не вопрос отношений РФ–ЕС. Это внутриеэсовская проблема. Как только европейцы в своем кругу разберутся и добьются или уговорят Варшаву снять вето, проблема сдвинется с точки.

– 29 марта КЕС передала Москве документы с результатами последних проверок мясоперерабатывающих предприятий в Польше и системы экспортного контроля этой страны. Какова реакция Москвы?

– Документы действительно были переданы в Россельхознадзор. В этом пакете два сюжета: результаты инспекций еэсовских экспертов, а именно – их ответы на вопросы Россельхознадзора по качеству животноводческой продукции, которая экспортируется из Польши, и ежегодные отчеты по пестицидам и др. Документы занимают десятки страниц и пока изучаются. Если ответы КЕС удовлетворят Россельхознадзор – хорошо. В противном случае последуют дополнительные вопросы.

– В предыдущем интервью «НГ» вы упоминали, что на неформальном уровне дискуссии по новому базовому договору между Россией и ЕС уже ведутся. Очертания будущего соглашения проясняются?

– Очертания будущего договора стали яснее. Говорить о прогрессе пока рано, поскольку официальные переговоры мы еще не начали. Пристрелочные дискуссии начались в конце 2005 года. Прошли четыре встречи в формате «мозгового штурма» с подключением ученых, политологов, депутатов и других. Это были рассуждения на тему, что нам нужно, зачем и почему. Были и дискуссии с Еврокомиссией – сугубо неформальные ввиду отсутствия у нее мандата. Мы примерно представляем предмет переговоров.

– Какие темы переговоров обещают стать наиболее спорными?

– Надеяться на то, что переговоры пойдут как по маслу и не будет возникать спорных сюжетов, было бы наивно. Наши интересы не могут во всем совпадать: мы с ЕС и стратегические партнеры, и конкуренты на глобальном рынке. Воздержусь от обозначения конкретных спорных тем – это станет предметом переговоров.

– Позвольте еще раз вернуться к позиции Польши. Правильно ли сказать, что Варшава, как и перед предыдущим саммитом РФ–ЕС в Хельсинки, выдвигает два условия для отмены своего вето на начало переговоров – снятие Москвой мясного эмбарго и указание в мандате КЕС на опасения Польши относительно энергетического сотрудничества с Москвой?

– Тема энергетики возникала неоднократно. Известны комментарии, звучавшие из Варшавы по поводу своей энергетической безопасности и проекта Nord Stream (Северо-Европейский газопровод). Насколько озабоченность Польши отразится в мандате КЕС, не знаю. Мандат уже сверстан. А то, что мы будем обсуждать с Еврокомиссией вопросы энергетики на самих переговорах, и так очевидно.

– Если КЕС не получит мандат на переговоры с Россией к саммиту РФ–ЕС в Самаре 18 мая, встречу в верхах можно будет считать провальной?

– Тот же вопрос мне задавали перед прошлым саммитом в Хельсинки. У России и ЕС и помимо запуска переговоров масса тем для обсуждения: работа по четырем дорожным картам для построения четырех общих пространств, обмен мнениями по широкому кругу международных вопросов и многое другое. Так что не только запуском переговорного процесса будет жив саммит.

– И все же программа-максимум для Самары – это запуск переговоров по новому договору?

– Это было бы логично. Потому что повторная констатация (как и в ноябре прошлого года в Хельсинки) невозможности запустить переговоры не будет способствовать, конечно, созданию позитивного имиджа самарского саммита.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2181
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3255
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2555
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2564

Другие новости