Президент США Джордж Буш и председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Питер Пейс не прочь побряцать железом.
Фото Reuters
Глава Пентагона Роберт Гейтс выступил в среду в Конгрессе с требованием увеличения численности вооруженных сил США. Это необходимо, по его словам, в связи с «неопределенностью» обстановки в России, а также в ряде других стран. Этот призыв министра совпал с перемещением из Перл-Харбора к берегам Камчатки крупнейшего в мире американского плавучего радара системы ПРО. Иными словами, Вашингтон продолжает держать под прицелом государство, с которым уже в течение десятилетия развивает стратегическое партнерство.
Напомним, что в Стратегии национальной безопасности США прописано: «Центральная реальность ХХI века – США и Россия более не являются стратегическими противниками». Однако в военных доктринах крупнейших стран партнер не перестает быть потенциальным противником, даже если это не провозглашено в официальных документах.
Россия и Китай под прицелом
«Мы не знаем, как будет развиваться ситуация в таких странах, как Китай и Россия, а также Северная Корея, Иран и другие», – заявил Роберт Гейтс. Сославшись на эту неопределенность, новый министр, в прошлом директор ЦРУ, заявил членам Комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей: «Нам нужен весь спектр военных возможностей, включая как наземные силы, способные воевать с большими армиями, так и мобильные части специального назначения, способные бороться с угрозой терроризма».
Гейтс выступал с обоснованием бюджетного запроса на военные нужды в 2008 финансовом году, по которому Пентагону выделяется 716,5 млрд. долл. (481 млрд. долл. на текущие расходы и еще 245 млрд. долл. на войну в Ираке и Афганистане). Запрос предусматривает необходимость наращивания общей численности войск в связи с их возможным задействованием вне зоны нынешнего конфликта.
Согласно планам Пентагона, в ближайшие четыре года численность военнослужащих армии (сухопутных войск) и корпуса морской пехоты увеличится на 92 тыс. человек. При этом к 2012 году в сухопутных войсках будет служить 547,4 тыс. человек, что позволит увеличить число бригадных тактических групп с 42 до 48. Численность морской пехоты составит 200 тыс. человек. В поддержку министра с прогнозом кризисного развития в ряде регионов выступил главный военный чин – председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Питер Пейс. По его словам, в Пентагоне рассмотрели несколько сценариев войны: «изучили возможность возобновления конфликта в Корее, изучили возможность еще одного конфликта в Тихоокеанском регионе, о котором я не хотел бы публично высказываться, изучили возможность еще одного из событий в регионе Ирака...» По словам генерала, «хотя Китай не представляет непосредственную угрозу, надо все же наблюдать за тем, что там делается». При этом особую озабоченность создали недавние китайские испытания противоспутникового оружия.
Восточный рубеж ПРО
В то время как руководители Пентагона убеждали Конгресс в необходимости рекордных расходов на военные нужды, в Тихом океане продолжалось начавшееся 2 января буксирование крупнейшего в мире радара с фазированной решеткой из базы ВМС США в Перл-Харборе (штат Гавайи) на северо-запад, в сторону Алеутских островов (США) и Камчатки (Россия).
Эта РЛС стоимостью 815 млн. долл – самая большая в мире. Она будет передавать данные на Аляску и в Калифорнию, где уже установлены 16 первых ракет-перехватчиков, а также на будущую базу в Европе, где предполагается к 2012 году развернуть 10 противоракет. В Пентагоне рассчитывают, что РЛС, работающая в сантиметровом диапазоне, сможет отличать боеголовки баллистических ракет от ложных целей на промежуточном участке полета.
Как ранее заявил заместитель директора управления по ПРО Пентагона Патрик О'Рейлли, США планируют закончить все испытания системы ПРО в течение 2007 года и привести систему в полную боевую готовность. На создание системы ПРО с 1983 года израсходовано около 100 млрд. долл.
Американское политическое и военное руководство, как правило, объясняет создание системы ПРО необходимостью защиты территории страны и союзников от предполагаемого ракетного нападения со стороны государств так называемой «оси зла» – Северной Кореи и Ирана. Однако ни конфигурация этой системы, ни названные О’Рейлли сроки ее готовности никак не вписываются в эту аргументацию.
«Наши специалисты не считают, что системы ПРО, разворачиваемые в странах Восточной Европы, нацелены на предотвращение угрозы, исходящей со стороны Ирана либо каких-то террористов», – сказал по этому поводу президент РФ Владимир Путин 1 февраля на своей пресс-конференции в Кремле. «Траектории полетов ракет, которые могут запускаться с иранской территории, нам тоже хорошо известны. Поэтому такие аргументы нам кажутся несостоятельными. И это имеет к нам прямое отношение и будет вызывать соответствующую реакцию. Этот ответ будет асимметричным, но в высшей степени эффективным», – добавил Путин.
Следует ожидать, что эта тема займет заметное место в речи Путина на открывающейся сегодня Мюнхенской конференции по безопасности. В форуме, как известно, участвуют видные политики и эксперты, в том числе шеф Пентагона Роберт Гейтс. Не исключено, что выступления Путина и Гейтса выльются в полемику о том, кто в большей степени представляет угрозу миру и безопасности.
Провоцируя гонку вооружений
Президент Фонда поддержки военной реформы генерал-майор запаса Павел Золотарев отмечает, что заявления, сделанные Робертом Гейтсом, вытекают из подходов администрации президента Джорджа Буша к оценке возможностей других стран по нанесению ущерба США. По мнению Золотарева, стратегический замысел США – любой ценой притормозить развитие России, которая постепенно наращивает свое влияние в мире.
«Легче всего это сделать проверенным способом – спровоцировать ее на высокие военные расходы, толкнуть на ту же колею, которая во многом привела к крушению Советского Союза. Тем более что мы и так должны поддерживать военные расходы на достаточно высоком уровне, чтобы восстановить развал, происходивший в предыдущие годы во всей оборонной системе», – говорит эксперт.
Президент Академии военных наук генерал Махмуд Гареев обращает внимание на «стремление ведущих держав сделать качественный рывок в достижении доминирующего военно-технического превосходства». В сочетании с наличием на подступах к России мощных группировок вооруженных сил, резко нарушающих военный баланс, это несет угрозу безопасности России, считает эксперт.