Секретарь Совета безопасности РФ Игорь Иванов в субботу и воскресенье побывал с визитом в Тегеране. Представитель РФ не только подтвердил право Ирана на собственную ядерную программу (подразумевается – мирную), пообещав завершить в срок сооружение АЭС в Бушере, но и призвал соседнюю страну к более активной роли в регионе.
Иванов предложил иранцам «закрыть» некоторые ранее возникшие проблемы (читай: претензии Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ к ядерным амбициям иранских лидеров). Однако эта попытка смягчить кризис, связанный с иранской ядерной программой, выглядит контрастно на фоне двигающейся в регион второй авианосной группы ВМС США.
Игорь Иванов доставил в Тегеран послания президента РФ Владимира Путина обоим иранским руководителям, соответствующим его уровню, – духовному лидеру ИРИ аятолле Али Хаменеи и президенту Махмуду Ахмадинежаду. «Главная идея, которая проходит в этих посланиях, – твердое намерение России развивать добрососедские отношения со своим давним партнером Ираном», – сообщил Иванов журналистам.
Иванова приняли лично и аятолла Али Хаменеи, и президент Ахмадинежад. При этом первый встретился с россиянином вне ранее объявленной программы и даже выступил с принципиально новой инициативой сотрудничества России и Ирана как главных газовых держав мира (подробнее см.). С Ивановым беседовали также секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани и глава МИДа Манучехр Моттаки.
Основные итоги бесед известны из разъяснений, сделанных Ивановым и иранцами. По ядерной программе Ирана секретарь Совбеза РФ дал свои заверения: «Мы убеждены, что никакого силового решения ядерной проблемы Ирана нет. Необходимо концентрировать усилия именно на политическом урегулировании ситуации». Он также сообщил, что предложения, сформулированные «шестеркой» при участии России, – «хорошая основа для переговоров». «Сейчас мы ведем консультации, в том числе и в Тегеране, с тем чтобы снять те препятствия, которые еще сохраняются для начала этих переговоров», – подчеркнул Иванов.
Россия с уважением относится к законному праву Ирана на развитие ядерной программы, сообщил Иванов. В то же время «те вопросы, которые остаются еще открытыми по предыдущим программам в отношениях ИРИ с МАГАТЭ, должны быть закрыты».
Что касается иранской стороны, то она, по словам президента ИРИ Ахмадинежада, «всегда выступала с позиции логики и готова к переговорам без предварительных условий». В то же время «возможности были упущены» из-за «неадекватной политики трех европейских стран». «Если переговоры по ядерной проблематике преследуют цель навязать несправедливые условия и лишить иранскую нацию ее законных прав, они абсолютно неприемлемы», – заявил Ахмадинежад.
Прошло активное обсуждение ситуации в регионе, остающемся, по мнению Иванова, «регионом острых кризисов». Речь шла об Ираке, Ливане, Афганистане и ближневосточной проблеме в целом. Общий подход сторон: конфликтные ситуации должны решаться политическим путем.
Стороны выступили за активное развитие двустороннего сотрудничества. По словам президента Ирана, «постоянные консультации наших стран и визиты на высшем уровне ускорят развитие отношений Ирана и России в экономической, политической и культурной сферах». При этом Ахмадинежад пожаловался, что «некоторые внерегиональные державы» не хотят, чтобы «Россия и Иран играли важную роль в обеспечении стабильности и безопасности в регионе и мире».
С своей стороны, Иванов высказался за определение точных сроков вывода из Ирака войск руководимой США коалиции. «Мы считаем, что должен быть выработан такой план урегулирования ситуации в Ираке, который позволил бы определить конкретные сроки вывода оккупационных войск из Ирака и передачу всей полноты власти законным представителям иракского народа», – подчеркнул Иванов. «Сроки и условия такого вывода должны стать предметом переговоров с законными властями Ирака. Было бы полезно участие представителей международного сообщества», – сказал Иванов.