0
738
Газета В мире Интернет-версия

05.06.2006 00:00:00

Сергей Лавров: После Вены удар по Ирану исключен

Тэги: иран, ядерная проблема, мид, лавров


Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров разъяснил «НГ» суть договоренностей по Ирану, достигнутых ведущими державами в Вене, а также прокомментировал ситуацию вокруг Южной Осетии и предстоящую в конце июня встречу глав МИД «большой восьмерки».

– Сергей Викторович, о чем конкретно договорились страны «шестерки» (Россия, США, Франция, Великобритания, Германия, Китай) в конце минувшей недели в Вене?

– По итогам встречи министров иностранных дел «шестерки» достигнута договоренность выступить с весьма серьезным предложением к Ирану. А именно – приступить к переговорам по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы на основе приостановки Тегераном деятельности по обогащению урана в соответствии с решениями МАГАТЭ. Соответственно в этой ситуации была бы приостановлена работа в Совете Безопасности ООН.

Мы рассчитываем, что Иран откликнется на этот призыв и сядет за стол переговоров. Принципиально важно, что предложение последовало от всех шести стран, включая Соединенные Штаты. Это был весьма непростой шаг, учитывая, что уже 26 лет между США и Ираном нет отношений. Мы рассчитываем, что все вместе за переговорным столом мы сможем выработать решения, которые позволят обеспечить законное право Ирана на мирную атомную энергетику, и одновременно решения, которые позволят гарантировать, что режим ядерного нераспространения будет соблюдаться.

– Рассматривался ли вопрос о предоставлении гарантий безопасности Ирану?

– Комплекс предложений, которые рассматривались, охватывает три сферы: ядерная программа, торгово-экономическое сотрудничество, а также политические вопросы и вопросы безопасности.

– У вас была отдельная встреча с Кондолизой Райс?

– Нет.

– Когда Иран получит предложения?

– Предложения будут доставлены после согласования сроков, приемлемых для иранского руководства. Затем Тегерану понадобится какое-то время для их изучения.

– А если Иран откажется?

– Мы сейчас не будем гадать, потому что гадания только подливают масла в огонь и дают повод тем, кто хотел бы сорвать эту возможность, на этом спекулировать. Мы договорились о главном – что сейчас все усилия будут сосредоточены на переговорном процессе. Он будет начат путем передачи Ирану предложений, и мы надеемся, что после их изучения Тегеран даст конструктивный ответ.

– Шла ли в Вене речь о возможности переговоров между США и Ираном тет-а-тет?

– Нет. Речь шла о переговорах всей «шестерки» с Ираном.

– Как повлиял на итоги венской встречи телефонный разговор президентов России и США, состоявшийся накануне?

– Президенты Владимир Путин и Джордж Буш обсуждали общие вопросы, связанные с ситуацией вокруг ядерной программы Ирана. К моменту, когда состоялся их телефонный разговор, уже было ясно, что позиции сторон сблизились и вырисовываются договоренности.

– Кто-то говорил в Вене о возможности применения силы против Ирана?

– Никто. Более того, я могу сказать, что достигнутые в рамках «шестерки» договоренности на все случаи жизни исключают применение силы.

– То есть произошла серьезная корректировка американской позиции?

– Трактуйте сами. Я сказал то, что я сказал.

– Позвольте перейти к Южной Осетии. Не опасаются ли в Москве, что заявление МИД РФ о праве на самоопределение может повлиять на территориальную целостность самой России?

– Не было заявлено ничего, что не отражало бы фактов. Факты таковы, что мы признаем территориальную целостность Грузии, но в условиях, когда значительная часть Грузии является международно признанными зонами конфликтов – Южная Осетия и Абхазия, грузинские власти реально не могут контролировать эти территории. Суверенитет государства – это, по международному праву, – способность государства контролировать свою территорию.

Для того чтобы решить эту проблему, необходимо вернуться за стол переговоров. Однако переговоры всячески саботируются грузинской стороной. Есть множество примеров, когда сроки, намеченные в рамках переговорного процесса, срываются. Кстати, и сейчас было предложение созвать Совместную контрольную комиссию по Южной Осетии, но грузинская сторона отказалась. Грузия предпочитает использовать эту ситуацию для того, чтобы позиционировать себя в одностороннем порядке, а не урегулировать проблемы через нормальный диалог за одним столом.

С огромным трудом не так давно удалось достичь договоренности, что в рамках Совместной контрольной комиссии начнется прямой разговор между югоосетинами и грузинами при поддержке других членов, включая ОБСЕ, на предмет выработки совместного общего плана урегулирования. Последние события просто подрывают эту договоренность.

То же относится и ко многим другим вещам. Например, было предложение, касающееся и Абхазии, и Южной Осетии, принять документы, в которых стороны взяли бы на себя обязательство решать все проблемы только мирными средствами. Ни в той, ни в другой ситуации заявление не может быть принято, потому что грузинская сторона к этому не готова.

Что же касается права на самоопределение, то это тоже часть международного права. Осуществляется это право через волеизъявление народа. Например, в случае с Чеченской Республикой российские власти не побоялись вынести этот вопрос на референдум. Так что в Чеченской Республике волеизъявление уже состоялось.

– Если бы Грузия заявила о праве на самоопределение народов Российской Федерации, как в Москве реагировали бы на это?

– Реагировали бы таким образом, что волеизъявление произошло. Народы России голосовали за свою Конституцию.

– То есть вы считаете, что заявления МИД РФ по Южной Осетии не могут подстегнуть сепаратистские тенденции в России?

– Мы не подстегиваем какие-либо тенденции, мы констатируем факты. Территориальная целостность Грузии не может быть обеспечена в полной мере, пока не урегулированы конфликты. А это урегулирование саботируется грузинской стороной. Я вам привел примеры об отказе подписать документы о мирном урегулировании. Вкупе с фактами закупки Грузией огромного для целей нормальной безопасности количества ударных вооружений и боеприпасов, не может не наводить на подозрение, что действительно замышляется силовой вариант решения проблемы.

– Как будет действовать Россия в случае силового варианта?

– Мы будем добиваться всеми силами недопущения силового варианта.

– Но вы все-таки рассматриваете возможность силового варианта. Вы готовитесь как-то к такому сценарию?

– Я видел факты. Если у кого-то есть такие замыслы, то мы будем делать все для того, чтобы они не были реализованы.

– Ясно. Какие темы будут обсуждаться на встрече министров иностранных дел «большой восьмерки» в конце июня?

– Вся политическая повестка. Иран, Ирак, ближневосточное урегулирование, Афганистан, Сирия, Ливан, нераспространение, наркотрафик, терроризм, Балканы... Ну и плюс каждая сторона вольна поставить любые вопросы. Будет политический документ, который всю эту тематику отразит.

– Вы ожидаете, что американцы поднимут на «восьмерке» вопрос о демократии в России?

– Они уже поднимают этот вопрос.

– На «восьмерке» они имеют право поднять этот вопрос?

– Это не стоит в повестке дня. Но, конечно, они имеют право. И мы имеем право. В рамках «восьмерки» все равны.

Вена–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
864
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1110
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1411
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
981

Другие новости