Президент Венесуэлы Уго Чавес – последовательный противник американской гегемонии.
Фото Reuters
Уго Чавес отметил седьмую годовщину своего президентства резким выпадом в адрес США и лично президента Джорджа Буша. Венесуэльский лидер заявил в минувшую субботу, что Буш хуже Гитлера и пообещал закупить дополнительное оружие с целью защиты своей страны. Кроме того, Венесуэла оказалась в числе трех государств, проголосовавших в минувшую субботу против решения Совета управляющих МАГАТЭ о передаче иранского ядерного вопроса в СБ ООН.
Ранее, 2 февраля, Чавес сообщил о высылке военно-морского атташе США капитана Джона Корреа по обвинению в шпионаже. Сразу после этого персоной нон грата была объявлена советник-посланник Венесуэлы Джени Фигередо Фриас.
События последних дней – лишь эпизод в острой конфронтации между двумя государствами. Начало было положено с приходом к власти 2 февраля 1999 года бывшего мятежного подполковника. Основные претензии Чавеса к США сводятся к тому, что они стремятся доминировать в мире и лишить народы возможности выбирать собственный путь развития. Для Чавеса хозяин Белого дома – воплощение империалистического угнетения. Ему инкриминируется плетение заговоров, участие в попытке переворота 2002 года в Венесуэле, поддержка оппозиции.
По мнению Вашингтона, венесуэльский президент установил авторитарный режим. К тому же его амбициозные проекты преследуют цель дестабилизировать политическую обстановку на континенте, способствуют приходу к власти левых правительств, в частности в Боливии. Об этом постоянно заявляют госсекретарь Кондолиза Райс и министр обороны Дональд Рамсфелд.
Очередной виток противостояния пришелся на IV Саммит Америк, состоявшийся в ноябре 2005 года в аргентинском городе Мар-дель-Плата. В центре дискуссий стоял вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли (АЛКА), инициированной США. В то время как большинство высказалось за продолжение переговоров, Чавес заявил, что АЛКА мертва и он приехал ее хоронить, прихватив с собой лопату. Это стало своеобразным сигналом для антиглобалистов: начались поджоги автомобилей, нападения на банки и магазины, столкновения с полицией.
Разумеется, раздражение американской администрации вызывает стратегическое партнерство Венесуэлы с Ираном. В ходе официального визита президента Мохаммеда Хатами в Каракас в марте 2005 года Чавес произнес чеканную фразу, что бомбардировка иранских ядерных объектов будет рассматриваться как агрессия против его страны. В этом случае прекратятся поставки нефти в Соединенные Штаты.
Сотрясения воздуха и словесные эскапады причудливо сочетаются с тесными экономическими отношениями. Значительная часть венесуэльского импорта, особенно сельскохозяйственной продукции, приходится на долю США. В свою очередь, Венесуэла обеспечивает США около 11% потребляемой нефти. Поставки углеводородного сырья на американский рынок не прекращались даже в период жесточайшего экономического кризиса, вызванного забастовкой в декабре 2002 – феврале 2003 года, когда добыча черного золота упала до критически низкой отметки.
Многомиллионные поступления из-за рубежа от продажи черного золота позволяют финансировать внешнеполитический курс Чавеса. Его сверхзадача – экспортировать собственное изобретение – «социализм XXI века». Одновременно он продолжает наскоки на тех, кто обеспечивает немалую долю доходов его страны.
Чавес продолжает модернизацию армии, закупку боевых самолетов, вертолетов и автоматов у России, Испании и Бразилии. Численность резервистов венесуэльской армии достигает 50–80 тыс. человек. Соединенные Штаты пытаются воспрепятствовать этому процессу. В частности, заблокирована военная сделка с Испанией.