Матимура и Лавров не договорились о главном.
Фото Reuters
Дату официального визита президента РФ Владимира Путина в Японию назначить не удалось. По территориальной проблеме позиции обеих сторон никак не сблизились. Таков итог переговоров по двум актуальным вопросам российско-японских отношений, которые провели в Токио главы дипломатических ведомств Сергей Лавров и Нобутака Матимура. Это означает, что территориальная проблема стала непреодолимым препятствием на пути развития двусторонних связей, что не решаются открыто признать Москва и Токио.
Представ после встречи перед журналистами, главы внешнеполитических ведомств разошлись лишь в нюансировке сведений о степени выявившихся разногласий. Матимура подчеркивал сравнительно немногочисленные аспекты согласия, в то время как Лавров высказывался более пессимистично, подчеркивая главные расхождения. По словам Лаврова, состоявшиеся переговоры, так же как и встреча двух министров в Москве в январе текущего года, были посвящены главным образом «содержательному наполнению предстоящего визита Владимира Путина в Японию». Кроме того, разговор шел в уже известном ключе по территориальному вопросу: «Позиции наших стран остаются неизменными, и они прямо противоположны». Единственное, в чем сошлись, так это в том, что «подтвердили готовность продолжать разговор, стремясь лучше понять, как можно регулировать эту проблему».
«Мы договорились, что визит президента России в Японию состоится обязательно до конца этого года. Дата визита будет согласована дополнительно», – заявил японский министр. По его словам, большинство документов, необходимых для визита, уже согласованы и остается лишь «ряд моментов», по которым надо продолжать работу. Иначе на этот счет высказался Лавров: «Визит президента Путина в Японию должен быть качественно подготовлен и стать важным этапом для созидательного развития двусторонних отношений». Российский министр признал, правда, положительные сдвиги в двусторонних отношениях, которые проявляются во взаимном интересе деловых кругов и взаимодействии между военными.
Обращает на себя внимание, что по итогам встречи Лавров счел необходимым дать заверения по поводу того, что Москва и Токио «не ведут никаких закулисных переговоров» по территориальному вопросу и учитывают, что для его решения в «требуется согласование с общественным мнением двух стран».
Между тем определенная часть «общественного мнения» Японии все эти дни бушевала у стен гостиницы, где жили российский министр и члены его делегации, и у зданий российских представительств в Токио. Это были японские ультраправые и националисты. Они стояли с транспарантами, требующими «вернуть Японии северные территории», под которыми понимаются острова Южнокурильской гряды. Такие же лозунги вместе с военными маршами звучали из динамиков агитационных автобусов. Японским властям пришлось усилить охрану посольства и торгпредства РФ в Токио.