Вашингтон и Тель-Авив холодно отреагировали на инициативу президента РФ Владимира Путина по созыву нынешней осенью в России международной конференции по Ближнему Востоку. С такой инициативой Путин выступил в среду в ходе своего визита в Каир. В целях подготовки этой конференции российские власти планировали созвать представителей «ближневосточного квартета» (РФ, США, Евросоюз, ООН) уже 8 мая в Москве. Однако не успел Путин переместиться в следующий пункт своей поездки – Израиль, как узнал негативные отзывы американцев и израильтян. Так, свои сильные сомнения в целесообразности созыва конференции этой осенью высказал пресс-секретарь Белого дома Скотт Маклеллан. «Мы считаем, что будет подходящее время для проведения международной конференции, но сейчас мы не на этом этапе, и я не ожидаю, что он наступит этой осенью», – сказал представитель американского президента.
Вместо этого участникам «квартета», считает Маклеллан, надо было бы обеспечить энергичную поддержку мирного плана «Дорожная карта» и особенно плана израильского премьера Ариэля Шарона по одностороннему уходу Израиля из сектора Газа и части Западного берега реки Иордан.
В этом же духе высказался на регулярном брифинге для журналистов пресс-секретарь Госдепартамента Адам Эрели. Интерес представило завершение его диалога с корреспондентами. «А что если Израиль поддержит это предложение?» – спросил один из журналистов. «Вот именно, «если»!» – разгоряченно отозвался Эрели.
Подобная ремарка говорит об одном: американский член «квартета» был осведомлен о позиции важнейшего ближневосточного игрока – Израиля. Вскоре эту позицию предал огласке представитель израильского правительства. Один из главных советников израильского премьер-министра Асаф Шарив назвал российскую инициативу преждевременной. По словам Шарива, проведение конференции по Ближнему Востоку предусматривается на втором этапе «Дорожной карты», после того как будут распущены организации палестинских боевиков. «Сейчас мы очень далеки от этого», – заявил чиновник.
На данный момент единственным, кто открыто и без обиняков поддержал предложение Москвы, является палестинская администрация. «Что касается нашей стороны, то мы приветствуем идею созыва конференции и надеемся, что это произойдет», – заявил глава ПНА Махмуд Аббас (Абу Мазен). «Палестинцы поддержали идею конференции, так как опасаются утраты Израилем заинтересованности в мирных усилиях после завершения отвода», – комментирует эту позицию агентство Ассошиэйтед Пресс.
Приведенные выше высказывания подготовили Путина к беседам с Ариэлем Шароном и Абу Мазеном. При этом учитывая широко известную прямолинейность израильского премьера, его позиция однозначна: никакой конференции этой осенью по Ближнему Востоку.
В Израиле традиционно с опаской относятся к международным форумам, на которых он может оказаться в меньшинстве, несмотря на поддержку со стороны Вашингтона. Показательно, что Тель-Авив смог, по существу, сорвать проведение предложенной премьер-министром Великобритании Тони Блэром палестино-израильской конференции: из-за его отказа принять участие этот форум прошел в марте совершенно в ином формате – как семинар о реформах в автономии.
Возможна еще одна причина – намеченная затяжка с выполнением плана Шарона. Как отмечают наблюдатели, идея Москвы о проведении конференции нынешней осенью прямо подвязана к сроку ухода Израиля из сектора Газа. Однако не исключено, что Тель-Авив отнюдь не намерен ограничивать себя объявленными летними датами.
Однако, если «конференция по Блэру» все же состоялась, то почему так резко отвергли «конференцию по Путину»? Показательно, что пресс-секретарь Госдепартамента Эрели не захотел даже подтвердить, состоится ли 8 мая в Москве встреча «квартета», как это объявил Путин.
В связи с этим возникает вопрос, была ли необходимая в таких случаях предварительная проработка вопроса по дипломатическим каналам. Все выглядит так, будто предложение Москвы оказалось в новинку для Вашингтона и Тель-Авива. Или же они, заранее узнав о готовящейся инициативе, приготовили своего рода холодный душ для Кремля. В Департаменте информации и печати МИД РФ отказались ответить на вопрос «НГ» о том, была ли проработана инициатива Москвы в контактах с партнерами. Показательно и другое: официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко в интервью по ближневосточной проблематике, опубликованном на сайте МИДа 28 апреля, даже не упоминает предложение президента.
Москва долгие годы в ближневосточном вопросе предпочитала формулу: «Мы поддержим любую инициативу, которая будет принята заинтересованными сторонами». Ныне Россия созрела для собственной инициативы, но непроработанная идея может лишь дать повод для новых раздоров в регионе.