Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон выступает за расширение сотрудничества с Россией, одновременно призывая ее к более сбалансированному подходу к событиям на Ближнем Востоке, а также к избирательности в торговле оружием и активной борьбе с антисемитизмом. Вместе с тем он подчеркивает, что на международной арене к России нужно относиться как к супердержаве.
Шарон, готовящийся к переговорам с Владимиром Путиным, которые пройдут в конце апреля, принял на днях группу российских журналистов. Премьер расположился в массивном кресле. Он был в приподнятом настроении и в течении всего разговора демонстрировал уверенность в правильности всех своих действий. Одной из главных тем беседы стали отношения Израиля с Россией. Шарон охарактеризовал их как «нормальные» и подчеркнул, что их следует расширять.
Что касается действий Москвы на Ближнем Востоке, то, по словам израильского премьера, в их основе «должно лежать взвешенное отношение и к арабским государствам, и к Израилю. «Конечно, Россия может не соглашаться с тем, что говорят в Иерусалиме. Важно другое – чтобы голосование в ООН не носило яркой проарабской окраски», – подчеркнул Шарон.
Официальные лица в Израиле очень обеспокоены «ростом антисемитских настроений» в России, особенно недавними заявлениями группы депутатов Госдумы. По оценке Шарона, «реакция официальной Москвы недостаточно действенна». Он считает, что необходимо расширение законодательных мер и информационной работы в борьбе с антисемитизмом.
Другая важная проблема – продажа Сирии переносных зенитных комплексов типа «Стрелец». Заверения из Москвы в том, что будут гарантированы меры, исключающие передачу оружия террористам, Иерусалим не убеждают. Шарон считает, что «невозможно предотвратить попадание ракетных средств в арсенал палестинских боевиков, если оружие будет завезено в Ближневосточный регион». Вместе с тем он признал, что Израилю сложно вмешиваться в международную торговлю оружием, поэтому он делает ставку на широкое информирование международной общественности по этой проблеме. В отношении же продажи оперативно-тактического комплекса «Искандер-Э», как признался Шарон, достоверной информации нет: «это всего лишь слухи».
Израильский премьер подчеркнул, что во время встреч с политиками из США и других государств он постоянно объясняет им, что «Россия – это супердержава, которая сталкивается с проблемами». В конце концов они решатся, убежден Шарон.
Премьер рассказал, что у него сложились хорошие деловые отношения с Владимиром Путиным и что он хотел бы вновь приехать в Россию. Кстати, он уже давно намеревается посетить Биробиджан. Мечтает Шарон побывать и в своей родной деревеньке в 35 км от Могилева. Он бережно хранит фотографии дома с колодцем–журавлем. «Понимаю Россию так, как никто другой», – утверждает Шарон.
Говоря о палестинской проблеме, израильский премьер подчеркнул, что «готов к большим и болезненным уступкам, но не готов к уступкам, связанными с безопасностью граждан собственно Израиля». Большие надежды он возлагает на смену курса палестинского руководства. Тогда станет возможна реанимация «Дорожной карты». Но прежде чем приступить к движению по «Дорожной карте», отмечает Шарон, «палестинцы должны прекратить террор, насилие и подстрекательство». В Палестине следует провести реформу сил безопасности, изъять оружие, развернуть экономические реформы, а также осуществить переход к воспитанию в «духе мира».
Тем временем Ариэль Шарон готовится к эвакуации еврейских поселений из сектора Газа и из четырех населенных пунктов на Западном берегу реки Иордан. Добровольно и принудительно переселят до 10 тыс. человек. Премьер осознает, что внутриизраильское сопротивление этим мерам довольно высокое, даже в его собственной партии «Ликуд». Тем не менее Шарон полон оптимизма и верит в реализацию задуманного. «Раньше у меня была репутация агрессора-воина. Я принимал участие во всех израильских войнах. Теперь я голубь-миротворец. Я понимаю важность мира больше, чем какой либо другой политик», – пояснил премьер.
Иерусалим–Москва