В последнее время в Германии отчетливо проявляются признаки разочарования своей «особенной» стратегией в отношении России. Все больше экспертов задаются вопросом: чем Москва отвечает на то глубокое доверие, которое канцлер Герхард Шрёдер оказал президенту Владимиру Путину?
Достаточно вспомнить, какую позицию избрал Шрёдер по «делу ЮКОСа» – он не позволил ни одного критического замечания в адрес Путина (пресса в данном случае не в счет), даже рискнув пойти на серьезнейший конфликт по этому вопросу с Америкой. Примечательно, что Deutche Bank апеллировал в суд Хьюстона, чтобы защитить свои и в то же время кремлевские интересы в юкосовском деле. Одним словом, никто другой, как Германия, не встал в вопросе ЮКОСа на защиту Кремля, который в данном случае оказался в международной изоляции. Во многом благодаря действиям немцев бизнес-климат в России существенно не пострадал от достаточно странных махинаций в ходе приобретения «Роснефтью» «Юганскнефтегаза».
Второй важный аспект поддержки Шрёдером России – это политика канцлера, направленная на построение энергетического диалога с Москвой. Шрёдер стал своеобразным международным защитником Путина, фактически поощряя западные фирмы и правительства поддерживать энергетический диалог с Россией. Он призывал присоединиться к энергетическому альянсу и британскую BP, и немецкий E-on (Ruhrgas). Он рискнул серьезным конфликтом с Варшавой, поскольку открыто начал выступать за то, чтобы нефте- и газопроводы были проложены в обход Польши и Украины с целью обеспечить России стратегически более надежный долгосрочный выход напрямую в Германию и на Запад.
Во время визита президента Украины Виктора Ющенко в ФРГ Шрёдер достаточно холодно встретил его и на пресс-конференции по итогам переговоров довольно четко дал украинскому лидеру понять, что энергетический альянс он планирует в первую очередь с Россией, а Украина к нему может присоединиться. Предложение Киева торговать с Германией узбекским и туркменским газом в обход России здесь явно не приняли с восторгом, скорее наоборот.
Наконец, Шрёдер поверил высказываниям Путина по Чечне, которые тот сделал в ходе своего визита в Германию в декабре прошлого года. Российский лидер сказал тогда, что Москва готова сотрудничать с Берлином в первую очередь и с Европейским союзом в целом в деле восстановления всего Северо-Каспийского региона. Замелькал на горизонте так называемый каспийский пакт, предусматривающий помощь Европейского союза в восстановлении не только Чечни, но, возможно, и других республик в регионе. Предполагалось, в частности, совместное решение этнических конфликтов в Закавказье. Эти конфликты мешают построению настоящего энергетического альянса с Каспийским регионом, препятствуют сотрудничеству с Россией и потому вызывают озабоченность Европы. Однако главная цель инициативы, которую Шрёдер подхватил у Путина, – помочь российскому президенту и его стране выйти из тупика, в котором Кремль сейчас находится со своей чеченской политикой.
До сих пор Запад постоянно критиковал Путина за отсутствие у него политического решения в Чечне, на что российский лидер предлагал перестать критиковать и начать действовать. Германия сейчас готова действовать. В ведомстве канцлера создан штаб по обсуждению данной тематики. Но с российской стороны даже на уровне полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака или советника президента по внешней политике Сергея Приходько нет, как нам кажется, достаточно глубокого понимания стратегической необходимости работать совместно в этом направлении.
Германия под руководством Шрёдера в отличие от многих других европейских стран не считает, что следует в первую очередь ориентироваться на Молдавию, Украину и Грузию. Тут полагают, что такие страны, как Украина, войдут в Европу только тогда, когда в ней будет Россия. Берлин четко придерживается линии на стратегическое партнерство с Путиным и с Россией. Но, поскольку из России позитивных сигналов за последнее время, к сожалению, поступает все меньше, шрёдерская позиция внутри Германии ослабевает.
Между тем Германии очень важно понять, как ситуация будет развиваться в дальнейшем. Уже в следующем году председательство в «большой восьмерке» переходит к России. Влиятельные силы в Америке хотят сделать все, чтобы ослабить российское положение в «восьмерке» и не допустить ее участия в самом главном совещании организации – по финансовым вопросам, как это было в предыдущие годы. Германия и Франция, пожалуй, единственные страны, выступающие за то, чтобы в 2006 году Россия стала полноправным членом «большой восьмерки» и тем самым вошла в новое мировое правительство.
На примере такого конфликта видно, насколько шатко положение России на мировой арене и как важно ей иметь стратегических союзников. Москва могла бы приобрести такого союзника в лице Германии. При этом желательно, чтобы это стратегическое союзничество или сотрудничество воспринималось не только Путиным, но и российской политической элитой более серьезно, чем это делается сейчас.