0
1087
Газета В мире Интернет-версия

24.12.2004 00:00:00

Папа, «ясли» и культурная идентичность

Тэги: рождество, европа, папа, празднования


рождество, европа, папа, празднования Из нехристианских символов Церковь освоила только один – елку.
Фото Reuters

Как и каждый год, в день Рождества Папа Римский Иоанн Павел II будет служить торжественную литургию в соборе Святого Петра в Ватикане вместе с сонмом кардиналов, после чего с балкона собора будет преподавать благословение «Urbi et orbi», то есть «Городу (имеется в виду Рим) и всему миру». При этом на многих языках, в том числе по-русски, он будет поздравлять «с Рождеством Христовым» как христианские, так и нехристианские народы в ознаменование универсального характера вифлеемского послания.

Однако западные церкви сетуют на то, что в современном мире Рождество все больше и больше теряет религиозный характер, становится светским праздником, в котором преобладают нехристианская символика и обычаи: Санта-Клаус в санях, запряженных оленьей упряжкой (хотя его прообраз – это святитель Николай Мирликийский), подарки, праздничные обеды и ужины, световые украшения на улицах и прочие проявления роскоши и потребительства. Из нехристианских символов Церковь освоила только один – елку, восходящую к языческим обрядам североевропейских народов.

Но в католических странах самым впечатляющим символом Рождества являются «ясли». Это пластическое воссоздание с помощью статуэток и разного рода световых эффектов (Вифлеемская звезда, сверкающая луна и т.д.) картины рождения Христа. При этом евангельские элементы переплетаются с элементами из неканонических (апокрифических) евангелий и из народной традиции. В Евангелии от Луки говорится, что Мария положила Младенца «в ясли», но сцена воображается в «пещере», хотя о таковой в Писании нет и речи. Рядом с яслями вместе с Иосифом и Марией кладутся статуэтки вола и осла, которые упоминаются только в одном из неканонических текстов. При этом фантазии нет предела. Некоторые ясли, с середины декабря выставляемые в церквах, представляют собой настоящие театрализованные инсценировки, на которых в миниатюрной форме воспроизводится жизнь целой не столько ближневосточной, сколько европейской средневековой деревни: домики с освещением, в которых разыгрывается семейная жизнь; мастерские, где работают плотники, слесари и сапожники; дорожки, по которым ходят пастухи с овцами, странники, водолеи с кувшинами на головах и многое другое. Некоторые «ясли» являются настоящими произведениями искусства. На площади Святого Петра, перед одноименным собором, богато оформленные «ясли» красуются рядом с огромной елкой, привезенной из североитальянского города Тренто.

Согласно традиции первые «ясли» были устроены святым Франциском Ассизским на Рождество 1223 г., но подобная сцена, включая вола и осла, изображается и на многих русских иконах и народных лубочных картинах. Казалось бы, полная идиллия, торжество веры и миролюбия. Но в этом году как раз «ясли» стали поводом для полемики. Сам Папа Иоанн Павел II счел нужным напомнить верующим католикам о необходимости отстаивать традицию и не отказываться от «яслей». Выступая перед паломниками на площади Св. Петра, Понтифик подчеркнул, что «ясли» – «элемент нашей культуры и искусства, но прежде всего это знамение веры в Бога, который в Вифлееме обитал с нами». И продолжил: «Будь они маленькими или большими, простыми или изысканными, ясли являются в высшей степени родным и выразительным представлением о Рождестве».

Дело тут не обошлось без политики. Напоминание Папы о целесообразности не забывать традицию и о том, что «ясли» – «элемент нашей культуры», можно понять на фоне ситуации, характерной не только для Италии, но и для многих других европейских стран. В Европе живут миллионы иммигрантов из мусульманских стран и это порождает множество трудноразрешимых проблем. Для ксенофобов единственное решение сводится к лозунгу: «Мусульман – вон!». Эту точку зрения выражают некоторые влиятельные политики. В Италии – это сторонники «Лиги Севера» Умберто Босси, во Франции – «Национальный Фронт» Жан-Мари Ле Пена и прочие, но их точка зрения явно несовместима ни с христианством, ни просто с человечностью.

Миграция – феномен нашего времени, и иллюзорно думать, что ее можно остановить или повернуть вспять. Но и те, кто это понимает, не могут найти удовлетворительного ответа на вопрос о том, как можно организовать взаимовыгодно и без ущерба совместную жизнь европейцев с представителями иных культур. Есть концепция «отдельного развития», которая, как часто бывает в Германии, приводит к образованию этническо-религиозных гетто, в которых живут потерявшие свои корни меньшинства, самоотстраняющиеся от жизни стран проживания. И есть модель «интеграции», согласно которой иммигранты и коренное население должны сотрудничать, взаимопроникаться. Это идея «мультикультурализма», которая требует сдержанности, взаимопонимания и взаимного ограничения. Но как далеко могут зайти эти качества?

Как раз в эти дни, в преддверии Рождества, в Италии и некоторых других странах звучали призывы отказаться от выставления «яслей» в школах, потому что это может задеть религиозные чувства школьников-мусульман. Эти предложения вызвали бурную дискуссию. Иоанн Павел II прямо не сослался на нее, но, несомненно, имел ее в виду, когда призвал к сохранению христианской традиции и не отказаться от создания «яслей». Надо сказать, что и сами мусульмане отрицательно отнеслись к предложению отказаться от «яслей». Имам соборной мечети в Милане обратил внимание не только на то, что и для мусульман Иисус – один из почитаемых пророков, но также и на необходимость, чтобы дети-мусульмане знакомились с традициями, культурой и религией народа, среди которого они живут.

Рим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1226
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
966
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
876
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
627

Другие новости