Валдас Адамкус: «Литва пока не планирует создавать на своей территории базы НАТО».
Фото Reuters
– Во время избирательной кампании вы заявили, что сделаете все возможное для того, «чтобы Литва была достойным государством среди государств мира». Что такое, на ваш взгляд, «достойное государство»?
═
– Во-первых, достойное – это демократическое, уважающее права человека государство. Литва полностью соответствует этому критерию. Это и справедливое государство, власть и граждане которого строго соблюдают закон. С этой точки зрения Литва, как и другие страны, высвободившиеся из тисков тоталитаризма, должна еще совершенствоваться. Уважаемое и уважающее себя государство должно гарантировать и современные условия жизни, социальную безопасность своих граждан. В социальной и экономической сфере нашей стране нужно еще многое сделать, чтобы догнать страны Европейского союза. Это на данный момент является нашей важнейшей целью. Литва вступила в НАТО, чтобы гарантировать свою безопасность. Наша страна стала членом ЕС для того, чтобы создать условия для ускоренного экономического и социального развития и в течение короткого с исторической точки зрения отрезка времени догнать страны – давние члены ЕС, достичь по меньшей мере среднего уровня их развития.
═
– B инаугурационной речи вы заявили, что считаете крайне важным продвижение демократии в Белоруссию и далее на восток. Очевидно, вы имели в виду Россию. Каким образом вы намерены способствовать продвижению демократии в Россию?
═
– Литва готова способствовать поощрению процессов как можно более скорой демократизации Белоруссии. Это естественно. Нас с Белоруссией объединяет не только длинная общая граница, но и столетняя общая история. В Белоруссии проживает многочисленная литовская община, а в Литве – активная белорусская диаспора. Наша страна активно следит за процессом демократизации и в других странах, образовавшихся после развала советской империи. В условиях глобализации процессы в одной стране так или иначе влияют на другие государства. Поэтому от того, как будут развиваться процессы на Украине, в Молдавии, на Южном Кавказе, будут зависеть и возможности Литвы расширять сотрудничество в регионе.
Говоря о России, подчеркну, что вашу страну мы считаем демократическим государством. Однако демократия не является конечным результатом. Это процесс. Ее нужно все время защищать и оберегать. Однако в первую очередь это – забота российских политиков, простых людей.
═
– Как вы в принципе намерены строить отношения с Россией?
═
– Отношения должны строиться на взаимовыгодной основе, равноправии и уважении. Такое сотрудничество я предлагал и буду предлагать России. Буду предлагать политический диалог, основанный на доверии и открытости. В отношениях Литвы и России в настоящее время нет каких-либо серьезных, трудноразрешимых проблем. Членство Литвы в НАТО не только не нарушает безопасности России, а напротив – укрепляет гарантии стабильности в регионе. По моему мнению, то, что сегодня наши страны вместе принимают участие в работе Совета Россия–НАТО, не только укрепляет доверие между нашими странами, но и позволяет нам активно сотрудничать в создании безопасной и единой Европы. Точно так же, будучи членом Европейского союза, Литва может успешно способствовать развитию сотрудничества между ЕС и Россией.
═
– Вы неоднократно заявляли, что в случае вступления Литвы в НАТО «на ее территории не будет военных баз и дивизий альянса». Как это заявление соотносится с присутствием самолетов НАТО на территории Литвы?
═
– Это не совсем точная интерпретация моих слов. Я не говорил, что Литва, будучи членом НАТО, никогда в будущем – даже при наличии военной необходимости – не сможет пустить на свою территорию вооруженные силы альянса. Став членом НАТО, мы не только получили гарантии безопасности, но и взяли на себя все связанные с членством в альянсе обязательства. Действительно, в настоящее время в нашей стране не планируется создавать базы НАТО или дислоцировать военные части Североатлантического альянса. Четыре военных самолета НАТО выполняют только патрулирующие функции, охраняют единое воздушное пространство альянса. Однако это ни в коем случае не является военной базой.
Литва является суверенным государством, равноправным членом НАТО и сама будет избирать военные средства, которые наилучшим образом обеспечат ее безопасность. Эти средства никогда не будут направлены против какой-либо страны, оборона нашего государства не будет укрепляться за счет безопасности других государств.
═
– Литва активно сотрудничает с Грузией, поддерживая ее стремление вступить в НАТО. Как вы смотрите на события, происходящие в Южной Осетии? Как оцениваете вообще ситуацию на Кавказе, включая Чечню?
═
– Литва желает кавказским народам быстрейшего урегулирования застарелых конфликтов, которые стали серьезной преградой для экономических реформ в регионе, для сотрудничества как между странами в регионе, так и с другими государствами мира. Южная Осетия является частью Грузии. Литва поддерживает стремление этой страны восстановить свою территориальную целостность. Мы надеемся, что международное сообщество, соседние страны и обладающая особым влиянием в этом регионе Россия поможет Грузии мирным путем разрешить проблему Южной Осетии, не нарушая суверенных прав Грузии и ее территориальной целостности. Аналогично мы оцениваем и проблемы Чечни. Мы признаем территориальную целостность России, и здесь не может быть каких-либо сомнений. Проблема Чечни – это в первую очередь внутренняя проблема России, которую также лучше всего решать мирным путем, строго соблюдая общепризнанные принципы прав человека.
═
– Вы подчеркнули, что стратегическим интересом Литвы является членство Украины в Европейском союзе и в НАТО. Почему для Литвы это стратегический интерес?
═
– Украина – крупное государство, играющее важную роль в регионе Балтийского – Черного морей, с которым Литву связывают давние, тесные связи. Наша страна заинтересована в стабильности экономического процветания всего региона. Трудно представить, как можно достичь этой цели в обход Украины. Естественно, что с интеграцией Польши, стран Балтии, балканских государств в область западной экономики и безопасности и Украина сблизится с ЕС и НАТО, станет в конце концов членом этих организаций.
═
– Каково ваше отношение к закону, принятому Сеймом, «О возмещении ущерба от советской оккупации», который требует от России выплаты Литве нескольких миллиардов долларов? Собираетесь ли вы задействовать судебные европейские механизмы для решения этой проблемы?
═
– Это вопрос исторической справедливости, а Россия не менее, чем Литва, должна быть заинтересована в ее восстановлении. Литва с точки зрения международного права никогда не являлась частью Советского Союза. В течение пяти десятилетий она была незаконно оккупирована Советским Союзом. Законность ее вхождения в состав СССР не признали западные страны. Россия стала правопреемницей разрушенной советской империи. Следовательно, в политическом смысле приняла на себя и ответственность за последствия оккупационной политики. По мнению Литвы, международные преступления коммунистического режима Советского Союза заслуживают такого же строгого осуждения, как и преступления гитлеровской Германии. Поэтому мы полагаем, что Литва имеет такое же право на возмещение ущерба, как и европейские страны, пострадавшие от гитлеровской Германии. Тем более что граждане Литвы, которые были в военные годы вывезены на принудительные работы в Германию, уже получают выплачиваемую Германией компенсацию. Однако это не значит, что Литва незамедлительно будет стремиться получить от России возмещение ущерба. У нас также нет планов обращаться в международные правовые институты. Возмещение ущерба – это в первую очередь вопрос зрелости и доброй политической воли России.
Вильнюс