Андрей Рябов, член научного совета Московского центра Карнеги, главный редактор журнала "Мировая экономика и международные отношения", Москва
Какой-то компромисс будет найден по поводу российского участия в восстановлении Ирака. Хотя, возможно, до практической реализации этого компромисса придется ждать еще очень долго ввиду полной неясности ситуации в Ираке. Ведь понятно, что ни пленение Саддама, ни арест руководителя федаинов проблемы не решают: на место одних террористических групп приходят другие. То есть решение иракской проблемы относится на более отдаленный период, и сейчас, как мне представляется, этот вопрос важен не с точки зрения конкретной значимости (то есть - будет, не будет Россия участвовать в реконструкции Ирака), а в силу важности сохранения какого-то нормального рабочего режима в российско-американских отношениях. И в этом смысле, думаю, какая-то закулисная - глубоко законспирированная на уровне тайной дипломатии - форма компромисса будет достигнута.
Николай Злобин, директор российских и азиатских программ, Центр оборонной информации, Вашингтон
Джеймс Бейкер - не только влиятельный политик, близкий семье Бушей, но он имеет репутацию человека, умеющего находить компромисс и согласие там, где, казалось бы, они невозможны. Его назначение означает, что администрация Буша на самом деле хотела бы найти взаимоприемлемый компромисс со странами, выступавшими против американской политики в Ираке. Это не имитация, а явное смягчение ее позиции, еще одна попытка найти общий подход к проблемам нормализации ситуации в Ираке. Белый дом, по сути, предлагает поторговаться с ним и найти выгодное для всех решение.
Гибкая позиция России по вопросу списания и реcтруктуризации иракского долга не только позволит ей войти в число стран, способных претендовать на контракты по восстановлению Ирака, но продемонстрировать добрую волю по отношению к его народу, о чем Кремль говорил много лет, требуя отмены санкций ООН. В противном случае Россия рискует оказаться еще в большей изоляции от стран Запада, ее имиджу в арабском мире будет нанесен немалый ущерб, а отношения с США ухудшатся еще больше.
Москве есть о чем договариваться с Америкой взамен иракских денег - от большего учета российских интересов в ряде стран бывшего СССР (в Средней Азии, Молдавии, Грузии и т.д.) до согласия Вашингтона на выгодные для России конфигурации нефте- и газопроводов, от условий военного сосуществования в СНГ до увеличения российского влияния в Афганистане.
Владимир Фролов, руководитель внешнеполитического департамента Фонда эффективной политики, Москва
В силу того что основные государства Парижского клуба кредиторов - Германия, Франция, Италия и Великобритания - заявили о готовности списать долги, у России не остается серьезных возможностей становиться в жесткую оппозицию по линии этого клуба. Выгоднее договориться о более-менее приемлемых условиях, которые дают нам шансы сохранить участие в реконструкции Ирака. Чем сильна американская позиция по списанию нашего долга? Его основную часть составляет задолженность за поставки вооружений режиму Саддама, и здесь достаточно четкий как моральный, так и политический аргумент в пользу списания именно военной части долга. Что касается задолженности за поставки различного промышленного оборудования, по экономическим контрактам (в частности, энергетическим), то их можно реструктуризировать.