Моряки-черноморцы готовы драться и сегодня.
Фрагмент картины Александра Дейнеки 'Оборона Севастополя'
Руководитель предстоящего сбор-похода кораблей Черноморского флота в Аравийское море заместитель командующего ЧФ вице-адмирал Евгений Орлов на днях был вызван в Москву для инструктажа по поводу предстоящих учений вблизи от зоны боевых действий. Об этом "НГ" сообщили источники в военно-морском ведомстве РФ, которые допускают, что Орлова инструктировал не только министр обороны РФ, но и сам президент России Владимир Путин.
Наблюдатели предполагают, что военно-морское присутствие в зоне конфликта позволит отслеживать ситуацию, а при необходимости - осуществить десантирование войск и принять участие в послевоенной реорганизации. Расчеты российского Генштаба оказались правильными - война в Ираке будет затяжной, поэтому готовят сбор-поход без спешки. По информации источника в ВМФ РФ, корабли будут готовы к выходу в море через 5-6 дней после принятия соответствующего решения и согласования с заинтересованными государствами прохода кораблей через Босфор и Суэцкий канал.
Подготовка к учениям в Индийском океане закончилась на Тихоокеанском флоте. Интересно, что к летнему походу в Аравийское море готовятся и корабли Балтфлота; не исключается, что балтийская группировка кораблей будет действовать совместно с военно-морскими силами Германии и Франции. На Балтийском флоте пока не подтвердили это предположение, однако процитировали высказывание командующего Балтфлотом адмирала Владимира Валуева о том, что "подготовка к дальним походам идет... и, возможно, в ближайшее время корабли флота вернутся в Мировой океан".
Подготовка к выдвижению в зону конфликта сопровождается активными военными маневрами. Рода и виды Вооруженных сил приведены в различные степени боевой готовности, хотя в Министерстве обороны не связывают эти мероприятия с войной в Ираке, указывая на их плановый характер. На протяжении 5 последних лет стратегические и оперативно-стратегические учения действительно приходятся на конец марта - начало апреля (самые масштабные маневры прошли в 1999 году, сразу же после начала агрессии стран НАТО против Югославии), однако нынешняя активность войск заметно выделяется на их фоне.
В РВСН с 17 по 28 марта учения прошли в частях Владимирского ракетного объединения. На космодроме "Плесецк" мобильный комплекс "Тополь" произвел успешный пуск межконтинентальной ракеты по условному противнику на Камчатке. Аналогичные учения сейчас проходят в 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегическая авиация). 28 марта в Южном федеральном округе под руководством начальника российского Генштаба Анатолия Квашнина начались самые крупные за последние 10 лет военные маневры.
На Каспийском море идут учения российской флотилии в прибрежной зоне дагестанских портов Каспийск, Дербент и Махачкала, а также вблизи от границы с Ираном. По официальной версии, военно-морские силы во взаимодействии с МЧС, ФПС и другими структурами отрабатывают приемы доставки гуманитарных грузов в зону стихийных бедствий. Не исключено, что такой зоной "стихийных бедствий" для участников маневров является Ирак, куда Россия - через Иран - могла бы осуществлять поставки грузов. Каспийское направление выглядит предпочтительным и в случае принятия решения об участии российских миротворческих сил в операции ООН на территории Ирака.
Беспрецедентная активность военного ведомства подтверждает заметную обеспокоенность Москвы ситуацией вокруг Ирака. Например, министр обороны РФ Сергей Иванов поддержал предложения МИДа РФ о прекращении подготовки к ратификации российско-американского договора о сокращении наступательных потенциалов, он гневно осудил полеты американских самолетов-разведчиков вблизи границ России, а 24 марта побывал в г. Сарове в Федеральном ядерном центре (Арзамас-16), где ознакомился с современными и перспективными разработками в области ядерного оружия. Позже, комментируя цели своего визита в Саров, Иванов констатировал, что нынешняя архитектура безопасности в мире "буквально трещит по швам". "Это лишний раз заставляет нас уделять постоянное внимание состоянию наших Вооруженных сил, вооружений для того, чтобы в любых условиях развития обстановки обеспечить надежную и безусловную оборону России", - отметил министр.
* * *
Редакция "НГ" задала военным экспертам вопрос: "Считаете ли вы возможным, целесообразным и политически оправданным военное вмешательство России в иракскую войну?"
Михаил Любимов, ветеран внешней разведки
Нет, ни с той, ни с другой стороны. Только оказание гуманитарной помощи. Я считаю, что нам не нужно вмешиваться в эту войну. Нужно продолжать давить на американцев через ООН, чтобы война быстрее закончилась. И попытаться в послевоенный период, грубо говоря, влезть в Ирак. Но боюсь, что американцы не позволят этого.
Махмут Гареев, президент Академии военных наук, генерал армии
Будем считать, что нет такого вопроса. Ни из каких соображений и ни из какой обстановки это не вытекает. Это невероятно.
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий
Невозможно и нецелесообразно участвовать в конфликте ни с какой стороны. У России нет в настоящее время внятной внешней политики - ни глобальной, ни региональной, в частности по отношению к США. Та позиция, которую сейчас занимает Россия, - осуждение и как бы легкая пикировка с США в определенных рамках, наверное, наиболее оправданна.
Леонид Ивашов, вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник
Нет. Во-первых, России вмешиваться нечем. Страна не может послать корабли, не может собрать и накопить запасы топлива, боеприпасы и т.д.
Во-вторых, это не изменит ситуацию. Россия должна сегодня мощно использовать свой внешнеполитический потенциал. Следует (и не только в Совете Безопасности) перейти на координаты устава ООН и требовать прекращения агрессии, проводить работу по осуждению и даже ставить вопрос о принудительных действиях.
Россия должна стать координатором деятельности государств, которые выступают против агрессии, сформировать клуб государств антивоенной направленности.
Российское руководство должно обратить серьезнейшее внимание на состояние национальной безопасности. И через принятие ряда мер можно повлиять на ситуацию.
Ну и, конечно, ни в коем случае нельзя реагировать на каждый окрик из-за океана по поводу поставок вооружения и военной техники даже в те страны, которые находятся вне санкций. Следует твердо заявить о своем праве работать на рынках вооружений, там, где есть выгода. Надо проводить следующую линию: Ирак - жертва агрессии, и каждый член ООН обязан оказывать ему помощь, включая военную.
А вмешиваться непосредственно в военный конфликт Россия сегодня не в состоянии.