- Господин премьер-министр, как вы оцениваете общее состояние российско-норвежских отношений?
- Взаимоотношения хорошие, без особых проблем. Их развитие дополнительно стимулировалось тем, что происходило в Европе за последние 10 лет. Окончание холодной войны и слом железного занавеса открыли возможности для более тесного сотрудничества. Для стран НАТО, соседствующих с Россией, большую роль играет также то хорошее сотрудничество, которое сложилось в частности в рамках Совета Россия-НАТО.
Хочу уточнить еще один факт, который способствует позитивному развитию. Это - различные формы регионального сотрудничества на Севере Европы, в которых участвуют наши страны. Это касается сотрудничества по линии Совета Баренцева моря, десятилетие которого мы будем отмечать в январе. Это касается также и сотрудничества по линии Совета государств Балтийского моря. В рамках такого регионального сотрудничества развиваются прямые контакты между населением, а также по вопросам энергетики, охраны окружающей среды, использования ресурсов и борьбе с инфекционными болезнями. Хотя ни Норвегия, ни Россия не являются членами Евросоюза, обе наши страны участвуют в сотрудничестве, которое ведется ЕС в рамках Северного измерения.
- Норвегия не является членом ЕС. Вместе с тем Норвегия входит в Шенгенскую зону. Как долго, по вашему мнению, сохранится такая двусмысленная ситуация? Сможет ли Россия по опыту Норвегии, не войдя ЕС, войти в Шенгенскую зону?
- Во-первых, позиция Норвегии в отношении Евросоюза является отражением воли норвежского народа, выраженной на референдумах. Можно сказать, что это выражение национального компромисса. В настоящее время я не вижу никаких причин менять существующую форму отношений Норвегии с ЕС. Дело в том, что соглашение и о едином экономическом пространстве, и о Шенгенской зоне, и другие соглашения, регулирующие отношения Норвегии с ЕС, конечно, послужили интересам нашей страны. Вполне возможно, что через несколько лет вновь возникнут дискуссии о вступлении в Евросоюз, как это уже было дважды.
Но сейчас ЕС претерпевает такие большие изменения, что, на мой взгляд, надо внимательно посмотреть, о каком союзе пойдет речь. Еще предстоит разобраться, каким будет распределение власти и функций в Европейской Комиссии, Европейском Совете и Европарламенте и каким будет место малых стран в этих структурах, когда произойдет расширение ЕС. Нужно также изучить тот опыт, который появится в связи с приемом в ЕС 10 новых членов. При расширении Евросоюза в нем могут оказаться страны с разной степенью интеграции: одни будут сотрудничать более тесно, другие менее. Чем больше будет становиться ЕС, тем больше, на мой взгляд, будет открываться возможностей для гибких переходов. А это может оказаться интересным для моей страны.
Что же касается вхождения России в Шенгенскую зону, то необходимыми предпосылками являются общие позиции по таким вопросам, как свобода движения, отношения к беженцам и контроль на внешних границах.
- Будете ли вы обсуждать с Путиным чеченскую проблему в связи с борьбой с терроризмом?
- Я, конечно, знаком с точкой зрения российских властей относительно террора чеченских боевиков. С другой стороны, имеет место порой чрезмерное применение силы. Есть в регионе проблема с правами человека. И я жду возможности получить от президента дополнительную информацию с надеждой на плодотворный диалог.
- Планируется ли обсудить с Путиным вопросы инвестиций?
- В принципе мы готовы инвестировать в любые отрасли. Определяющим фактором здесь будет желание на то норвежских компаний. Мы не определяем действия компаний, но готовим для этого почву. Определяющим явится ощущения норвежских инвесторов, что в России есть стабильные и надежные условия. Это предполагает и экономическую и политическую стабильность. У меня создалось твердое впечатление, что президент и правительство России стремятся обеспечить такие условия.
- Сейчас всех интересует проблема Ирака. Как вы смотрите на нее? Как, по-вашему мнению, будет решаться этот вопрос политики: политико-дипломатическим или военным путем?
- Мы надеемся на политико-дипломатическое решение и работаем в этом направлении. Как известно, идут консультации между пятью постоянными членами СБООН. Важно, чтобы они смогли договориться о новой резолюции Совета Безопасности с четкими требованиями к Ираку. Как член СБ ООН до конца этого года Норвегия будет этому способствовать. ООН должна сформулировать четкие условия о том, что инспекторы должны иметь возможность работать в Ираке совершенно свободно, без каких-либо ограничений. Инспекции - не самоцель, а цель - чтобы у Саддама Хусейна не было оружия массового уничтожения.
- Как вы оцениваете фактор нефти в иракском вопросе?
- На мой взгляд, в иракских делах нефтяной вопрос не является решающим. Но если дело дойдет там до военного конфликта, то это повлечет за собой большие последствия для нефтяного рынка и цен на нефтепродукты. Решающей является необходимость контроля за оружием массового уничтожения в Ираке. Дело в том, что в руках нынешнего режима такое оружие создает серьезную угрозу.
Осло