0
737
Газета В мире Интернет-версия

05.06.2002 00:00:00

Эксперты "НГ": "Если конфликт не погасить, дестабилизация грозит всему региону"

Тэги: пакистан, индия, эксперт


Владимир Москаленко, завсектором Пакистана Института востоковедения РАН

Ситуация очень сложная. Возможность ядерного столкновения сразу отметаю, ядерное оружие является как раз элементом сдерживания. Алма-атинская встреча показывает активность России, стремление президента Путина способствовать урегулированию ситуации. Снижению напряженности наверняка будет содействовать экономический фактор. 30 мая Туркменбаши, Хамид Карзай и Первез Мушарраф подписали соглашение о строительстве газопровода из Туркмении через Афганистан к морскому побережью Пакистана. Строительство газопровода выгодно и Индии, деловые круги которой заинтересованы в импорте газа из Туркмении, по суше ли, по морю. К сожалению, пока Валжпаи и Мушарраф не идут на компромиссы, а Индия отказывается от любой формы посредничества. Есть и совсем тревожные симптомы: Пакистан снимает войска с афганского направления и перебрасывает в Кашмир. В усилении напряженности в Кашмире очень заинтересованы талибы и "Аль-Каида", давно прилагающие усилия к тому, чтобы перенацелить основную борьбу Запада против международного терроризма с Афганистана на другую страну. Очень тяжелой остается внутренняя ситуация в обеих странах. Между тем простейший путь к решению кашмирской проблемы - признать линию контроля, разделяющую индийскую и пакистанскую части Кашмира в качестве государственной границы. При юридическом закреплении положения статус-кво не надо будет ничего никому уступать, отдавать.

Андрей Пионтковский, руководитель Центра стратегических исследований

Возможность ядерного конфликта представляется мне скорее гипотетической. Но если это произойдет, последствия будут катастрофическими. Особенно для Пакистана - это государство просто перестанет существовать. По существу, очень многое зависит сегодня от того, решится ли Индия пожертвовать жизнями как минимум десяти миллионов своих граждан ради окончательной и бесповоротной победы над своим извечным врагом. Уничтожение Пакистана привело бы к целому ряду непредсказуемых результатов для этого региона и сопредельного геополитического пространства. Пуштуны захотят создать собственное национальное государство, что неизбежно очень обострит все традиционные межэтнические конфликты в соседнем Афганистане. В таком варианте неизбежно начнется процесс выталкивания таджиков из этого гипотетического "Пуштунистана". Что самым непосредственным и болезненным образом отразится на Таджикистане, его внешне- и внутриполитической стабильности. Дестабилизация обязательно затронет и другие страны региона - Киргизию и Узбекистан.

Алексей Малашенко, член научного совета Центра Карнеги

Вероятность индо-пакистанского ядерного конфликта, по-моему, является чисто гипотетической. Однако если представить, что это возможно, важно понять, кто именно способен применить атомную бомбу. Индия, полагаю, первой это не сделает ни за что. Если первым будет официальный Исламабад, то, как ни странно на первый взгляд, чисто политические последствия такого шага для центральноазиатских стран СНГ будут не слишком значимыми. Экологические - да, но политический резонанс для них не станет слишком сильным. Но вот если предположить, что бомба может быть применена исламскими экстремистами, которые тем или иным образом дорвутся до ядерного оружия, тогда последствия роста радикализма в ЦА при таком варианте даже трудно представить.

Евгений Кожокин, директор Института стратегических исследований

Опасностью ядерной войны между Индией и Пакистаном нельзя пренебрегать. Сегодня главное - не допустить событий, катастрофические последствия которых будут иметь отнюдь не только региональный масштаб и характер. Необходимо оперативно выработать единую позицию стран - постоянных членов СБ ООН, которые обязаны приложить все усилия для предотвращения эскалации конфликта. Большую роль в этом может сыграть и "восьмерка" ведущих государств планеты. Повторю, позиция должна быть единой, реализовывать ее также необходимо совместными усилиями, с использованием всех возможных рычагов воздействия. Ядерная война будет иметь самые тяжкие последствия в первую очередь для Пакистана. Неизбежны многомиллионные людские потери. Радиоактивное заражение будет сказываться очень и очень долго, в том числе и на территории государств СНГ. А поскольку Пакистан ожидает полное поражение, эта страна скорее всего развалится. В результате произойдет невиданная дестабилизация, которая породит миллионные потоки беженцев в Афганистан и Иран. Вполне допустимо поэтому спрогнозировать потрясения и для этих государств. Между тем они непосредственно примыкают к ряду стран СНГ. А это уже само по себе таит опасность быстрого и практически неконтролируемого "эффекта домино", когда дестабилизация станет охватывать все новые и новые страны и регионы.

Вячеслав Белокреницкий, завотделом Института востоковедения РАН, профессор МГИМО

Возможный ядерный конфликт в Южной Азии - не просто страшный природный катаклизм, но и свидетельство привыкания людей к невероятным ситуациям, психологическое притупление бдительности, о чем много говорили после терактов 11 сентября 2001 г. Обе стороны могут не только имитировать боевые действия подземными взрывами (поддерживая тем самым свой престиж), но и применить свой ядерный потенциал в качестве реального оружия. Однако ни Индия, ни Пакистан не имеют национальных ПРО. Вот это как раз и служит сдерживающим фактором. Ни Россия, ни Китай не способны в должной мере воздействовать на Дели и Исламабад. "Золотой ключ" для решения проблемы у США, и все будет решаться на индийско-американских переговорах, как на то не раз намекал глава МИД Индии Джасвант Сингх. Сейчас Индия не хочет терять долгожданный шанс решить наконец-то кашмирский вопрос с помощью военно-политических рычагов. Индуистский радикализм поднял голову в конце 80-х годов, в 1998 г. религиозные националисты из Бхаратия джаната партии в коалиции с другими правыми пришли к власти. Но все-таки, как показывает практика, партия Ваджпаи гораздо более радикальна в своей идеологии, нежели в реальной политике.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
619
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
674
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
457
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
568

Другие новости