В России с официальным визитом находится министр национальной обороны Республики Судан генерал-майор Бахри Хасан Салех. Приглашение в Москву главы военного ведомства самого большого африканского государства можно назвать одним из шагов по пути "возвращения" нашей страны на Черный континент. Как заявил после встречи с Бахри Салехом его российский коллега Сергей Иванов, "у нас были в прошлом тесные военные и военно-технические связи, и надеюсь, что они возобновятся не только в военной области, но и в целом в наших межгосударственных отношениях".
Вчера глава суданского военного ведомства провел переговоры с гендиректором ФГУП "Рособоронэкспорт" Андреем Бельяниновым, а сегодня посетит российскую самолетостроительную корпорацию "МиГ" и Общевойсковую академию Минобороны РФ. Суданский гость не скрывает своих планов. Он приехал в Россию, по его словам, "одну из самых великих держав мира" для того чтобы подготовить содержание рамочного соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве между Москвой и Хартумом. Этот документ должен быть подписан во время визита в Россию президента Судана Омар аль-Башира, что, как отмечают российские военно-дипломатические источники, может произойти уже в ближайшие месяцы.
По мнению Бахри Салеха, психологически суданцы готовы к возобновлению давнего сотрудничества. На вооружении суданской армии находятся танки Т-62 и Т-72, боевые машины пехоты БМП-1, бронетранспортеры БТР-60ПБ, БТР-70, вертолеты Ми-4, Ми-8, самолеты МиГ-21, однако не хватает ни запчастей, ни боеприпасов. Москва готова весь этот парк, по словам Сергея Иванова, "довольно дешево" модернизировать, а также поставить в Судан самые современные образцы - самолеты МиГ-29, вертолеты Ми-17 и Ми-28, танки Т-80, БМП-3 и БТР-90.
Военные поставки и перевооружение армии необходимы Судану в первую очередь для укрепления власти в южных богатых нефтью районах страны, где действуют сепаратистские отряды так называемой Народно-освободительной армии (НОАС) Судана во главе с самопровозглашенным генералом Джоном Гарангом. При правлении администрации Клинтона в США НОАС всячески опекалась американскими спецслужбами, с генералом Гарангом неоднократно встречалась тогдашний госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Идеей фикс африканской политики мадам Олбрайт было создание антисуданской коалиции в союзе с НОАС. Поначалу американцам это вроде бы удавалось - генерала Гаранга поддерживали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения.
Однако эфиопо-эритрейский конфликт 1998-2000 гг. спутал американцам все карты. При Буше Белый дом действует в отношении Судана гораздо более осмотрительно, особенно после терактов 11 сентября, вслед за которыми суданская контрразведка провела расследование деятельности боевиков "Аль-Каиды" на территории страны. Тем не менее новые опасения в Хартуме вызывают угрозы США в отношении распространения антитеррористической военной операции на Сомали, центральное правительство и большинство кланов которого представляют реальный противовес "эфиопской угрозе".
Суданский министр обороны заверил своих собеседников в Москве, что он борется с международным терроризмом и поддерживает справедливую войну с сепаратизмом, которую ведет Россия в Чечне. При этом Бахри Хасан Салех недвусмысленно провел аналогию между действиями чеченских и южносуданских боевиков.
По некоторым данным, объем запасов нефти в Судане не уступает тому, что разведано, к примеру, в Саудовской Аравии. (По информации Министерства энергетики и горного дела Судана, к 2005 году страна рассчитывает увеличить годовой объем добычи нефти с нынешних 10 млн. тонн до 22,5 млн. тонн.) Но Судан, по словам аль-Башира, "не проамериканская Саудовская Аравия". В первую очередь здесь развернуло свою деятельность российско-белорусское ОАО "НГК Славнефть". Эта компания в январе уже подписала соглашение о разведке и добыче нефти в провинции Хартум в центре Судана.
Москва начинает свою игру на Африканском континенте. В то время как США вынашивают планы ударов по Ираку, ближайшему союзнику Судана в арабском мире, Хартум намерен хоть в какой-то степени заменить Багдад на рынке продажи сырой нефти. Москва, в свою очередь, будет помогать нынешнему руководству Судана укреплять власть в стране.