0
611
Газета В мире Интернет-версия

19.01.2002 00:00:00

Утром кредиты, вечером секреты

Тэги: сша, сотрудничество


Медовый месяц в российско-американских отношениях, начавшийся после трагических событий 11 сентября 2001 года, может постепенно перерасти если не в новую холодную войну, то по крайней мере в новую гонку вооружений. Об этом все чаще и все настойчивее предупреждают многие видные политики и эксперты по обе стороны океана.

После того как Владимир Путин позвонил 11 сентября Джорджу Бушу и фактически идентифицировал цели и задачи обеих стран в борьбе с международным терроризмом, а президент США подтвердил это в своих выступлениях, а затем во время приема нашего лидера у себя в гостях, в мире заговорили о новой эре в развитии российско-американских отношений. Словесные заявления президентов сопровождались взаимодействием спецслужб обеих стран во время афганской операции США, согласием России на пролет через свое воздушное пространство американских самолетов и использование ими былых советских аэродромов в республиках Средней Азии, а попутно - и такими, например, красивыми жестами, как отказ Москвы от своих баз на Кубе и во Вьетнаме.

По мере нарастания военных успехов Вашингтона в Афганистане все заметнее менялись манера поведения лидеров США и характер их высказываний. Прежде всего руководители Пентагона, но также их единомышленники в политическом окружении Буша окончательно утвердились во мнении, что, поскольку конкурентов в военной сфере у США не существует, грех было бы не воспользоваться этим обстоятельством при реализации своих замыслов.

Более чем скоро перемену политических настроений в Вашингтоне почувствовала на себе и Россия. Как бы ни пытались заранее "подсластить пилюлю" нашему президенту и сам Буш в Техасе, и потом в Москве госсекретарь Колин Пауэлл, все равно декабрьское решение США об одностороннем выходе из Договора по ПРО было для Владимира Путина известием весьма удручающим, ставящим его в неловкое положение оправдывающегося и пытающегося, несмотря ни на что, сделать вид, что все остается в рамках "комильфо".

Затем малоприятные для россиян сюрпризы из Вашингтона посыпались уже как из рога изобилия. Оказалось, что США и предусматриваемые для сокращения ядерные боеголовки собираются не уничтожать, а складировать, и всерьез рассматривают вопрос о возобновлении испытаний ядерного оружия, и ужесточают некоторые положения визового режима для россиян, и вновь недовольны состоянием гражданских свобод в нашей стране, и т.д., и т.п. Каждое из подобных известий после октябрьских доверительных рукопожатий президентов обеих стран в Вашингтоне и на техасском ранчо и заявлений Буша о глубокой симпатии к "другу Владимиру" выглядит более чем странным. Позволяя своим "ястребам" идти на нарушение многих ранее достигнутых в письменном и устном виде договоренностей, Буш попросту подставляет Путина, судя по всему, искренне поверившего в чистоту и благородство дружеских порывов своего американского коллеги.

Какие новые каверзы приходится ожидать в ближайшее время от лидеров США? Например, все явственнее проявляется их стремление основательно закрепиться в военно-политическом и экономическом отношении в регионе давних интересов России - в Средней Азии. Весьма недвусмысленно упоминается в качестве одного из следующих объектов антитеррористической "зачистки" Ирак, с которым Россию тоже связывают длительные и многопрофильные отношения. Намерен Вашингтон потеснить Москву и в качестве близкого соратника и партнера Индии, а в более длительной перспективе предполагает то же самое в отношении Китая, учитывая смену руководства Поднебесной в конце нынешнего года.

Одновременно американцы делают максимум возможного для того, чтобы у России не возникли некие "доверительные" отношения с каким-либо из ведущих европейских государств. Что бы Лондон или Париж ни предпринимали для преобразования отношений Североатлантического альянса с Россией из формата "19+1" в более тесный, хотя и с ограниченными для Москвы правами формат единой "двадцатки", играющий в штаб-квартире НАТО первую скрипку представитель США на корню расправляется с подобными "вольностями".

При этом американцы не скрывают своих намерений продолжить процесс расширения альянса уже в конце нынешнего года за счет нескольких посткоммунистических стран, включая, видимо, и одну, а может быть, и все три прибалтийские республики, хотя те же Париж или Берлин советуют ограничиться на сей раз приемом в НАТО менее значимых для Москвы стран, например Словении и Словакии.

Возникает закономерный вопрос: если Вашингтон столь бесцеремонно реализует в рамках антитеррористической кампании свои военно-политические интересы, могла ли подобным образом поступить и Москва? То, что мы отказались от торгов с США, видимо, свидетельствует или об излишней застенчивости Владимира Путина, постеснявшегося повыгоднее "продать" российскую помощь американцам, или об отсутствии подобных навыков у наших дипломатов, но в последнее верится с трудом.

На что могла надеяться Москва, вступая в создаваемую США всемирную коалицию борцов с террористами? Во-первых, на списание или максимально выгодную реструктуризацию нашего внешнего долга, как это было сделано в отношении Пакистана. Во-вторых, на получение льготных кредитов, которые Вашингтон способен был без особого труда пролоббировать для нас у международных финансовых организаций. В-третьих, на отмену пресловутой поправки Джексона-Вэника, что обещано, но пока не исполнено. В-четвертых, нефть, как известно, товар политический, цены на нее нередко регулируются вполне политическими методами. Надавив на арабских производителей черного золота, США добились резкого снижения цены на него, одновременно поставив в затруднительное положение зависимых от экспорта сырьевых ресурсов россиян. Возможно, Москва могла бы добиться взаимоприемлемой цены на нефть, справедливо потребовав компенсации за "дружбу" с Вашингтоном. Однако этого тоже не произошло. И, наконец, как само собой разумеющееся, предполагался новый подход американцев к некоторым деликатным внутрироссийским проблемам, таким, как ситуация в Чечне, свобода слова и тому подобное. Такое "особое понимание" имело место опять-таки лишь до той поры, пока США в нас нуждались. Как только они решили все свои основные задачи в Афганистане, так сразу и начали снова учить нас уму-разуму.

Весной этого года Джордж Буш предполагает нанести ответный визит своему российскому коллеге. Пока весьма непросто представить, о чем может идти речь во время этой встречи и какие документы по итогам переговоров могут быть подписаны, если практически все предыдущие немногочисленные договоренности двух президентов или не выполняются, или уже нарушены, причем исключительно по вине американской стороны.

В только что опубликованном докладе администрации США о состоянии стратегических ядерных сил (СЯС) практически полностью отсутствуют обещанные Бушем и его соратниками "фундаментальные перемены". Если Россия и США действительно покончили с холодной войной и похоронили доктрину взаимного гарантированного уничтожения, то зачем Вашингтон предполагает сохранить до конца предстоящего десятилетия ядерную "триаду" (стратегические ракеты, бомбардировщики и подводные лодки), количественно весьма схожую с той структурой СЯС, которая предусматривалась еще во времена президентства Билла Клинтона? Как подчеркивает газета "Вашингтон пост", трудно представить себе правдоподобную непредвиденную ситуацию, которая потребовала бы наличия у США таких сил и такой способности к "воссозданию" с ракетоносителями убранных на склады боеголовок, если Россия больше не является врагом Америки.

Оправдывая существование столь мощного ядерного арсенала, представители администрации США и Пентагона обычно говорят о возможном появлении в ближайшие годы множества новых "мелких" потенциальных противников Америки, обладающих ядерным оружием. Однако, по данным ЦРУ, все они в совокупности будут располагать не более чем двумя сотнями боезарядов, что опять-таки косвенно указывает на единственную потенциальную и существенную цель для американских СЯС, то есть на Россию.

Все это подтверждает актуальность нашей старой пословицы, которую при случае любили ввернуть при переговорах и некоторые американские политики, в частности Рональд Рейган: "Доверяй, но проверяй". Как бы российским политикам ни хотелось присоединиться к западному сообществу и довериться его лидерам, держать на запасном пути в боеспособном состоянии ракетный "бронепоезд" им придется, поскольку иных надежных "устрашающих" аргументов, способных отвадить от агрессии потенциального противника, у нас не существует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1524
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3923
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2181
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2456

Другие новости