0
700
Газета В мире Интернет-версия

28.12.2001 00:00:00

Без Милошевича

Тэги: югославия, сербия, милошевич


Что принес Сербии первый год без Милошевича? В оценках этого расходятся не только сторонники и противники бывшего президента Югославии, но и сами сербские демократы, сумевшие объединиться в прошлом году в единый блок "Демократическая оппозиция Сербии" лишь с целью его свержения.

В стане демократов беспрестанно зрел конфликт. И к концу нынешнего года противостояние достигло пика. С одной стороны - "легалисты" во главе с президентом Югославии Воиславом Коштуницей и его Демократической партией Сербии (ДПС), с другой - "реформаторы", представляемые сербским премьером Зораном Джинджичем и возглавляемой им Демократической партией (ДП), вкупе с 16 другими мелкими партиями ДОСа.

Кульминацией кризиса стало фактическое самоустранение ДПС от участия в совместных акциях ДОСа, смещение представителя ДПС с поста председателя сербского парламента, по сути оппозиционное отношение сторонников Коштуницы к ключевым законодательным инициативам ДОСа и, наконец, открытое требование ДПС о проведении досрочных выборов на всех уровнях власти. Последнее и понятно - рейтинг Коштуницы и его партии продолжает оставаться более высоким, чем у остальных партий ДОСа, вместе взятых. А это сулит ДПС шансы на куда более значительный кусок власти.

За поверхностными политическими разборками между ДПС и ДП, Коштуницей и Джинджичем, кроется, однако, глубокое различие во взглядах на то, какой следует быть постмилошевической Сербии. Таким образом, речь идет скорее не о конфликте между легалистами и реформаторами, а консерваторами и прагматиками. Не случайно Коштуницу очень часто именуют демократом с сербским националистическим "душком", а Джинджича - "западным человеком".

Коштуница и его люди упрекают сербского премьера в малоэффективности реформ и ошибочности их направления. Со своей стороны, "команда" Джинджича упирает на то, что "косметических поправок" недостаточно - необходимо не только восполнить ущерб, нанесенный десятилетием войн и санкций, но и изменить структуру партийного государства и нерыночной, по сути, экономики. Следуя по этому пути и преодолевая не только сопротивление консерваторов, но и десятилетиями складывавшиеся привычки и навыки, сербский премьер смело предпринимает неоднозначные с правовой точки зрения и рискованные лично для него шаги (вспомним, к примеру, выдачу Милошевича Гаагскому трибуналу) и при этом, как правило, выходит победителем.

"Сербия отстала от других стран окружения на десять лет, поэтому действовать надо быстро", - утверждают демократы-реформаторы. К числу своих и досовских достижений Джинджич относит восстановление добрососедских отношений, в том числе с республиками бывшей СФРЮ; завершение периода войн и столкновений; начало экономических реформ; возвращение под сербский суверенитет свыше двух тысяч квадратных километров территории (то есть буферную зону на административной границе Сербии с краем Косово); начало диалога со стремящейся к независимости Черногорией.

Иностранная помощь позволила улучшить положение в социальной сфере, в частности в здравоохранении и просвещении, начать погашение задолженности перед населением в счет сгоревших банковских вкладов, увеличить пенсии и пособия малоимущим. В 2001 году страна обрела современное налоговое законодательство. Начата постоянно откладывавшаяся Милошевичем приватизация. Принят Закон о труде, устраняющий соцнаследие в этой области.

Сами реформаторы не отрицают, что за истекший период можно было бы сделать больше и лучше. Так, по словам сербского министра финансов Божидара Джелича, республиканское и федеральное правительства упустили шанс на получение куда более крупной иностранной помощи. А страна слишком нуждается в ней.

Ошибочными оказались и многие прогнозы сербских демократов. Скажем, не оправдалась надежда на скорое прояснение статуса Югославии: где пролегают реальные границы государства и насколько далеко простирается суверенитет Белграда, сегодня однозначно ответить невозможно. Президент Черногории Мило Джуканович не отказывается от сепаратистских планов. Федеральный бюджет пополняет только Сербия. На то, что Черногория состоит с ней в одном государстве, указывает только наличие общей армии и единого воздушного пространства. Что же касается края Косово, то на него не распространяются и эти атрибуты. Косово, находящееся с 1999 года под протекторатом НАТО, лишь юридически является югославским краем. Определение его окончательного статуса в повестке не стоит.

Несомненно все же, что Сербия за истекший год успела стать совершенно иной по сравнению с эпохой Милошевича. Как с точки зрения профиля находящихся у власти людей и применяемых ими политических методов (даже во взаимных ссорах), так и с точки зрения целей и устремлений большинства обычных людей. Лозунги борьбы с "новым мировым порядком" оставлены в прошлом. Люди хотят лишь одного - жить, как "весь нормальный мир", подразумевая под этим в первую очередь Европу, столь близкую, но и столь далекую.

Белград-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1001
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1192
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1636
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1342

Другие новости