Вчера группа вооруженных боевиков попыталась взять штурмом здание индийского парламента, по-видимому, с целью покушения на премьер-министра Атала Бихари Ваджпаи и членов его кабинета. На территории комплекса парламентских зданий в Дели раздалось два взрыва, завязалась перестрелка с террористами. По предварительным данным, четверо полицейских и трое боевиков убиты, более 30 человек ранены. Ваджпаи обратился к нации по телевидению и заверил, что все члены кабинета и парламентарии целы и невредимы. Наблюдатели в качестве главной версии происшедшего сразу указали на "кашмирский след", поскольку в октябре экстремисты совершили аналогичное нападение на здание парламентской ассамблеи (местного парламента) в индийском штате Кашмир.
За более чем 50 лет индийско-пакистанского конфликта, возникшего из-за кашмирской проблемы, между Дели и Исламабадом произошло несколько вооруженных конфликтов. Еще в 1949 г. под эгидой ООН в Кашмире была установлена "линия прекращения огня" (несколько измененная после войны 1971 г. и названная "линией контроля"), которая разделила бывшее княжество на две территории, контролируемые Индией и Пакистаном. "Индийская часть" составила примерно две трети территории и три четверти населения Кашмира. В обеих частях большинство представляли мусульмане.
Раздел Кашмира считался временным явлением, и в соответствии с резолюциями ООН в бывшем княжестве следовало провести плебисцит, который и определил бы, в состав какого государства войдет весь Кашмир. Пакистан до сих пор считает такой путь единственным способом решения проблемы. Индия некоторое время была согласна с этим предложением, но затем отказалась от него, в частности, из-за вступления Пакистана в военный союз с США. В 1954 г. Учредительное собрание, избранное населением "индийской" части Кашмира, приняло решение о его вхождении в состав Индии на правах одного из штатов. С тех пор Дели считает, что проблема Кашмира в принципе решена и ее окончательное урегулирование заключается в освобождении части территории от пакистанских войск и органов власти.
Среди действующих в Кашмире экстремистских организаций некоторые в свое время были созданы в Пакистане местными фундаменталистами. Такие военизированные группы, как "Лашкар-и тойба" ("Воинство чистых"), "Харкат-уль-муджахедин" ("Движение борцов за веру"), "Джаиш-и Мухаммад" ("Армия Мухаммада") и др., ныне представляют огромную опасность для самого Пакистана. Нынешнее правительство президента Первеза Мушаррафа принимает меры по ограничению их деятельности.
Этой осенью Индию обеспокоил "теплый прием" Пакистана в ряды антитеррористической коалиции. Индийский министр внутренних дел Лал Кришна Адвани еще в октябре негодовал по поводу того, что "террористическое государство, которое причиняло нам беспокойство на протяжении десятилетий, стало главным союзником Вашингтона в борьбе с терроризмом". Далее, Индия была недовольна, что международная антитеррористическая кампания ограничена борьбой с "Аль-Каидой" и талибами. В Дели постоянно заявляют о своем законном праве бороться с "терроризмом через границу". В Пакистане, естественно, отрицается связь между Кашмиром и событиями в Афганистане.
В период антитеррористической кампании в Афганистане отмечена активизация кашмирских исламистов. В столице Кашмира - городе Сринагаре проходили массовые демонстрации в поддержку "Талибана". "Всепартийная свободная конференция", объединяющая свыше двух десятков исламистских организаций и группировок кашмирских сепаратистов, осудила американские атаки на Афганистан. Осложнилось положение на "линии контроля" - участились столкновения. В середине ноября пакистанская армия впервые провела учение с целью отработки боевых действий в условиях применения оружия массового уничтожения.
Кашмирская проблема, как старейший региональный конфликт в мире, ждет своего решения. На мой взгляд, самый простой и реальный выход из создавшегося положения - признание нынешней "линии контроля" государственной границей между Индией и Пакистаном. Такое решение лишь юридически закрепит то, что уже более 50 лет существует в реальности.