Сегодня уже общепризнанно, что перекрытие тайных финансовых потоков, питающих "Аль-Каиду" и другие подобные организации, является одним из наиболее эффективных путей обуздания международного терроризма. Не случайно германская разведслужба БНД организовала в своей штаб-квартире в Пуллахе полузакрытый семинар, посвященный анализу финансовой "деятельности" в сфере терроризма.
С основным докладом выступил профессор экономики Фридрих Шнайдер, преподающий в Линцском университете (Австрия). Он считается одним из наиболее солидных экспертов в этих вопросах. По оценкам Шнайдера, размер состояния и капиталов, находящихся в распоряжении Усамы бен Ладена и его "Аль-Каиды", равняется 5 миллиардам долларов. Годовой бюджет этой террористической организации, насчитывающей от 1,5 до 3 тысяч активных членов, колеблется между 20 и 50 миллионами долларов.
Финансирование осуществляется из различных источников. До 40% доходов обеспечивается наркоторговлей. Еще от 20 до 30% поступает от религиозных групп, исламских организаций помощи развивающимся странам, отдельных лиц, а также от правительств. Около 10-20% средств бен Ладена имеет классическое уголовное происхождение, поступая от рэкета. Важной частью его "хозяйственной деятельности" является шантаж целых государств, в итоге чего они вынуждены откупаться от угрозы терактов "Аль-Каиды". Тем не менее, считает профессор, источники примерно трети доходов бен Ладена и его организации до сих пор по-прежнему не установлены.
Многие эксперты, участвовавшие в пуллахском форуме, выступили против бытующего на Западе представления о том, что "Аль-Каида" - это нечто вроде примитивной группы третьего мира, ютящейся в пещерах. На самом деле по своим финансовым возможностям она намного превосходит все другие известные подпольные организации мира. В частности, она предоставила за последние десять лет режиму талибов примерно 100 миллионов долларов на закупку вооружения и построение его военной структуры, благодаря чему "Талибан" расширил зону своей власти почти на весь Афганистан.
По своему размаху и возможностям "Аль-Каида" несравнима с другими подобными организациями. Так, Исламский фронт спасения, действующий в Алжире, насчитывает ныне всего 400 членов, а его годовой бюджет не превышает 5 млн. долларов. Что же касается Рабочей партии Курдистана, палестинской группировки ХАМАС, а также организации "Хезболлах", поддерживаемой Ираном, то ежегодные расходы каждой из них составляют около 10 млн. долларов. Еще 150 млн. поглощают в совокупности 17 других террористических организаций, насчитывающих около 30 тысяч человек.
Развивая эту тему, научный сотрудник университета Кииле (Великобритания) Марк Галеотти специально остановился на торговле оружием между российскими синдикатами и структурами бен Ладена. Высказывания вроде "мы должны исходить из того, что "Аль-Каида" прибегает к русской помощи в отмывании денег", звучали просто ошарашивающе. В подтверждение Галеотти ссылается на связи "чеченских и московских банд", чтобы затем с апломбом сделать вывод о том, что "Россия была и остается в мире базой отмывания денег #1". Наверное, специалисту из Великобритании все-таки справедливее было бы обратить внимание на миллиардные суммы подозрительных средств в фунтах, обнаруженных на днях в его собственной стране. Но видно уж очень велик соблазн мазнуть Россию черной краской даже в связи с делами, к которым она если и причастна, то во много раз в меньшей степени, чем ее западные партнеры.