ЕМКИЙ турецкий рынок газа не дает покоя многим. По некоторым оценкам, потребность этой страны в голубом топливе к 2002 году составит около 80 млрд. кубометров. Более того, по словам уже бывшего главы турецкой госкомпании "Боташ" Гекхана Ярдыма, цель руководства страны - превратить Турцию в евро-азиатский энергетический коридор XXI века. Поэтому неудивительно, что вокруг здешнего рынка развернулась столь серьезная борьба. Мало того, что на него претендует сразу несколько стран, свой отпечаток на ситуацию наложили и экономический кризис в Турции, и внутрипартийная борьба, и интересы внешней политики.
Друг с другом на турецком рынке соперничают сразу несколько проектов. Самый крупный из них - российско-турецкий "Голубой поток". Межправительственное соглашение, предусматривающее поставки российского газа в Турцию через акваторию Черного моря, было подписано 15 декабря 1997 года тогдашними премьерами России и Турции Виктором Черномырдиным и Месутом Йылмазом.
Серьезную конкуренцию "Голубому потоку" составляет проект транскаспийского газопровода, по которому должны осуществляться поставки газа в Турцию из Туркменистана через Грузию и Азербайджан. 30-летний договор о поставках туркменского газа был подписан в мае 1999 года и предусматривает, что начиная с 2003 года Ашхабад будет поставлять Анкаре ежегодно 16 млрд. кубометров газа. При этом специалисты полагают, что цена одной тысячи кубометров российского газа обойдется Турции в 114 долларов, тогда как аналогичный объем туркменского газа - примерно в 78 долларов. Планирует экспорт газа в Турцию и Азербайджан. Соглашение об этом было подписано в марте этого года.
Рассматриваются также возможности поставок газа в Турцию из Казахстана, Сирии, Египта, Ирака. 30 июля должна была начаться поставка газа в Турцию из Ирана. Но в тот день, когда Тегеран уже сделал официальное заявление о том, что поставки топлива в Турцию уже якобы начались, Анкара объявила, что с иранской стороны существуют технические проблемы, поэтому начало поставок откладывается.
Горький пример Ирана
Ситуация с иранским газом показательна. Соглашение с Ираном было подписано во время правления премьер-министра Неджметтина Эрбакана. Начало поставок планировалось еще в прошлом году, но турки не успели вовремя достроить свою часть газопровода. Тогда же они отказались выплатить Ирану компенсацию за невыполненное соглашение. На прошлой неделе представители "Боташ" заявили, что начнут покупку газа только после того, как иранская сторона решит все вопросы, связанные с установкой передаточной станции, и ее примут эксперты с обеих сторон. Некоторые специалисты считают, что Турция использует эту проблему как предлог, поскольку ее часть газопровода все еще не готова. В Тегеране между тем полагают, что существуют политические причины затягивания поставок иранского газа. Дело в том, что этот проект с момента его подписания вызывает негативную реакцию США. Во-первых, потому, что он составляет конкуренцию транскаспийскому проекту поставок туркменского газа в Турцию, а затем и на западные рынки. США еще в 1997 году профинансировали технико-экономическое обоснование этого проекта. Строительство газопровода по дну Каспия поручено консорциуму Power Service Group International, созданному компаниями General Electric Capital Structure Finance Group и Bechtel Enterprises. Во-вторых, в интересы США, которые продолжают относить Иран к странам-изгоям, не входит экономическое процветание Тегерана. Дабы успокоить Вашингтон Анкара несколько раз повторила, что транскаспийский проект имеет для нее приоритетное значение. Следует отметить, что Ярдым, который покинул пост директора "Боташ" за неделю до отсрочки поставок иранского газа, заявил, что накануне его визита в Тегеран в январе 2001 года ему дали понять, что Вашингтон не будет препятствовать поставкам иранского газа при условии, если это произойдет после 1 августа. В этот день заканчивалось действие американского закона о режиме санкций вокруг Ирана и Ливии. Согласно этому закону США имеют право наказать любого иностранного инвестора, вложившего в экономику Ирана или Ливии свыше 20 миллионов долларов в год. Ранее полагалось, что закон будет либо смягчен, тем более что ЕС выступало против ограничений в сотрудничестве с этими странами. Однако закон был продлен еще на 5 лет.
Планировалось, что все технические вопросы между Анкарой и Тегераном будут улажены к 15 августа, но как обернется дело теперь - непонятно. Тем более в свете празднований начала нового этапа реализации "Голубого потока".
Турция, Иран и Россия при всей видимости дружеских отношений являются соперниками в вопросах экономического и политического влияния на бывшие советские республики Закавказья и Центральной Азии, а также Черноморский регион. В турецких СМИ неоднократно высказывалась критика по поводу российских и иранских поставок газа. Так, бывший глава "Боташ" Хайреттин Узун считает, что "Голубой поток" и поставки иранского газа угрожают геополитическим интересам Турции и представляют непосредственную опасность для всего тюркского мира.
Существует мнение, что Турция вполне могла бы обойтись и без "Голубого потока", тем более что поставки туркменского и азербайджанского газа вполне бы удовлетворили ее потребности и обошлись гораздо дешевле. К сожалению, сообщают противники этого проекта, соглашения с Россией были подписаны раньше, чем с Туркменистаном и Азербайджаном. Идеальным вариантом, по мнению противников российского проекта, был бы отказ от запуска "Голубого потока". Это будет возможно, если российская сторона не сможет выполнить какие-либо обязательства по его реализации.
Коррупционный скандал
Свой отпечаток на развитие событий накладывает и коррупционный скандал в Турции, который раскручивается уже на протяжении нескольких месяцев. Как писала "НГ" (см. # 102 от 8.06.2001), финансовый кризис в Турции, начавшийся в феврале с обвала турецкой лиры, стал отмашкой для поиска виновных. Турецкая прокуратура начала расследование в отношении пятнадцати высокопоставленных чиновников. По мере раскручивания дела в отставку ушли министр энергетики Джумхур Эрсумер, министр внутренних дел Саддетим Тантан. Коррупция для Турции и вообще восточных стран не новость, а скорее закономерное явление.
Ради ожидаемых кредитов от МВФ на проведение экономических преобразований, Анкаре было необходимо показать свои серьезные намерения. Война с коррупцией - самый показательный и действенный способ, как для внутреннего, так и для внешнего потребления. В конце мая компанию "Боташ" посетили представители жандармерии, которые особенно интересовались документами, связанными с "Голубым потоком". Этот рейд стал результатом противостояния, длящегося несколько месяцев между Министерством внутренних дел и Партией отечества, возглавляемой Йылмазом.
С самого начала подписания Йылмазом и Черномырдиным проекта о поставках газа и до последнего времени вокруг "Голубого потока" циркулировали слухи о том, что контракт подписан в пользу "Газпрома", проект угрожает экологии, слишком дорогостоящий, невыгоден Турции. "Боташ" обвиняют в том, что при строительстве ветки газопровода Самсун-Анкара она заплатила в качестве 15% аванса (за полгода до начала работ) 52 млн. долларов двум турецким фирмам, близким к Партии отечества.
Как пишет "Текиш дейли ньюс", мишенью войны с коррупцией является не "Голубой поток", а Партия отечества, которая помимо прочего контролировала Министерство энергетики. Коррупционный скандал в правительстве неизменно отразился и на "Боташ" как государственной компании, монополисте на газовом рынке страны. Пристальному изучению подверглись многие проекты, в том числе иранский и проект турецко-болгарского газопровода. Но "Голубой поток" - самый крупный проект, у истоков которого стоял Йылмаз.
Пока не удалось доказать причастность руководства "Боташ" к финансовым нарушениям. Однако директор компании Гекхан Ярдым 24 июня был вынужден уйти в отставку. Согласно официальному объяснению - "в связи с проведением соответствующего расследования определенных обстоятельств, в том числе и проекта "Голубой поток", Ярдыму был запрещен выезд из страны. Это мешало ему выполнять свои обязательства по многочисленным международным проектам компании, и он был вынужден уйти в отставку". Новым главой "Боташ" назначен Гекхан Билдаси, занимавший ранее пост зампредседателя компании и друг нового министра энергетики Зеки Чакана. Пока Билдаси не высказывал никакой определенной точки зрения по поводу "Голубого потока". Как глава государственной компании он следует линии правительства, которое нацелено на продолжение сотрудничества с Россией.
Существует мнение, что если представители Партии отечества не смогут на следующих выборах попасть в парламент, то дальнейшая реализация проекта будет отложена, если же им будет сопутствовать успех, то выполнение обязательств будет продолжено, как и критика проекта. Премьер-министр Турции Бюлент Эджевит заявил на прошлой неделе, что выборов в ближайшие два года не будет. Однако большинство аналитиков полагает, что, если Турции не удастся в ближайшее время преодолеть экономический кризис, выборы станут неизбежными.
Пока же реализация проекта "Голубой поток" постепенно приближается к финалу. По свидетельству турецких СМИ, "Голубой поток" стал не только показательным пособием для борьбы с коррупцией, но и символом борьбы за геополитические интересы. Анкара пытается держать баланс в отношениях с США и Израилем, с одной стороны, и исламским миром, с другой, а также между США и Европой. Существует версия, что Вашингтон выступает против "Голубого потока", поскольку опасается присоединения Турции к энергетическому альянсу России, Франции и Германии. Предполагается, что Йылмаза поддерживает именно Германия.
Учитывая стремление Турции к развитию отношений с ЕС, ее членство в НАТО, зависимость от МВФ, внутреннюю ситуацию, становятся понятны ее попытки угодить всем, тем более что в газе страна действительно нуждается и не хочет оказаться зависимой от одного партнера. Поэтому турецкое руководство не отказывается пока ни от одного варианта поставок голубого топлива в страну.