0
691
Газета В мире Интернет-версия

20.07.2001 00:00:00

Австрийцы меняют крылья

Тэги: австрия, оборона, авиация


ВЕСЕННИЙ визит в Австрию российского президента подстегнул стремление ряда здешних политиков существенно "встряхнуть" и технически обновить порядком обрюзгшие вооруженные силы республики, прежде всего авиацию. Напомним, что в своем гостевом багаже Владимир Путин имел, кроме прочего, и предложение о продаже Австрии двух-трех эскадрилий истребителей МИГ-29, приобретение которых шло бы в зачет крупного российского долга этой стране. Постоянно рефлексирующий в последние годы на тему вступления Австрии в НАТО, венский политический истеблишмент с ходу отверг идею Путина как абсолютно неприемлемую для западной страны, но тут же пустился в усиленные дебаты о том, когда и у кого все-таки приобрести новые боевые авиамашины, поскольку имеющиеся у армии на вооружении все больше смахивают на металлолом.

Малозаметная для столь экономически развитого государства военная отрасль, управляемая учреждением под названием "Министерство по обороне страны", имеет сейчас в строю 41 250 наземных бойцов и 4250 воздушных. Ежегодно на его нужды выделяется 2,5% бюджета, что в два с лишним раза меньше, чем в соседних посткоммунистических Венгрии, Чехии или Словакии. Лишь полузабытые легенды остались от былого военного могущества Вены, которая столетие назад даже соответствующее ведомство символично назвала "Министерством войны".

Зафиксированный договорами 1955 года нейтралитет оставил Австрию вне полей битв холодной войны и в конце концов свел до минимума общественный интерес к собственным вооруженным силам. В частности, в авиации последнее существенное движение произошло в середине 80-х годов, когда у шведов были закуплены две эскадрильи подержанных сверхзвуковых истребителей "Saab 35 OE Draken". Сейчас из 24 самолетов время от времени взлетают в воздух лишь 20-22, остальные постепенно разбираются на запасные части.

Дебаты о потенциальной замене воздушного парка армии более современными машинами начались в середине 90-х годов, во многом - под влиянием набиравшего тогда в Европе силы движения за расширение НАТО на восток.

"Если уж наши бедненькие соседи из Словении, Венгрии или Словакии намерены существенно модернизировать свои вооруженные силы, чтобы хотя бы отчасти подогнать их под натовские стандарты, то почему отстаем в этом процессе мы?" - неоднократно вопрошали в парламенте прежде всего представители оппозиционных партий, которых время от времени поддерживали и входившие в правящую коалицию "народники". В конце концов правительство шесть лет назад все-таки приняло ни к чему радикальному его не обязывавшее постановление о необходимости обновить технику ВВС. Однако средства для этого ни в тот, ни в последующие годы выделять не спешило.

В прошлом году пока негативно относящиеся к идее приобщения Австрии к НАТО социал-демократы были отодвинуты в оппозицию. А оказавшиеся у власти в паре с радикальной Партией свободы небезызвестного Йорга Хайдера "народники" решили запылившиеся решения о модернизации военно-воздушных сил реализовать на практике. Министрам "по обороне страны" и финансов было вменено в обязанность энергично, но одновременно с чрезвычайной пунктуальностью просчитать и вложить в бюджет средства, необходимые для приобретения современных сверхзвуковых истребителей.

В итоге процесс авиазакупки застрял где-то на стыке этих двух ведомств. Оборонщик требует срочного выделения необходимых 20-30 млрд. шиллингов, а финансист парирует его выпады аргументами о том, что, дескать, при отсутствии четкой военной доктрины и перспектив участия республики в преобразующейся архитектуре европейской системы безопасности говорить о выделении столь колоссальной суммы на новые самолеты явно преждевременно. Тем более что оборонное ведомство до сх пор не определилось, в каком количестве авиамашин нуждается, отсюда - и столь размашистый разброс требуемых для закупки сумм.

Однако процесс сей, пусть пока и в обход министерства финансов, все-таки набирает широту и темпы, ибо заинтересованных в нем лоббистов от военных и промышленников нашел предостаточно. Пробивая проект, они пытаются заинтересовать общественность, но главное - тех, кто будет принимать окончательное решение, методом так называемых офсетов, то есть привлечения фирмой-победительницей самолетного тендера иностранных инвестиций в Австрию в размере 140-150% от суммы контракта. В качестве положительного примера при этом вспоминается сотрудничество с теми же шведами: за их старенькие "Saab 35" было заплачено 2,4 млрд. шиллингов, а в качестве привнесенных продавцом побочных вложений в Австрию до 1993 года вернулись более 6 млрд. шиллингов.

Тогда заказы от шведов получили свыше ста здешних предприятий. И теперь эксперты уже подсчитали, что авиационный суперконтракт поможет созданию свыше десяти тысяч новых рабочих мест, принесет стране только в виде дополнительных налоговых выплат около 3,5 млрд. шиллингов, улучшит внешнеторговый баланс на 7,1-7,4 млрд. шиллингов, поможет найти интересных партнеров и технологические новинки.

Официально тендер на закупку истребителей пока не объявлен, но работа с потенциальными продавцами уже началась. Главных претендентов пять: старый знакомый из Швеции, ныне объединивший силы с британцами и выступающий под обновленным названием - "BAE-Systems-Saab" (модель "JAS-39 Gripen"), французская фирма "Dassault Aviation" ("Mirage 2000-5"), объединенная компания нескольких европейских фирм "Eurofighter Gmbh" ("Eurofighter/Typhoon") и два американских концерна - "Lockheed Martin" ("F-16 Block 50/52 Fighting Falcon") и "Boeing" ("FA-18 EF Super Hornet"). Всем претендентам предложено назвать предварительную цену своих машин и напрямую зависящих от этого офсетных программ.

В военно-политических кулуарах уже успел пройти слух о том, что "Mirage" и "Eurofighter" сразу выпадают из игры, якобы по причине чересчур высокой стоимости истребителей. Но в связи с этим толкуют и о прямом лоббировании американской администрации своих производителей. Вполне возможно, что во внеконкурсном порядке вопрос будет решен в пользу производимых по лицензии в Турции "F-16".

Речь ныне идет о приобретении исключительно новых, но никак не подержанных и не лизинговых самолетов. "Оба последних варианта, - считает канцлер Вольфганг Шюссель, - обойдутся нашему налогоплательщику гораздо дороже". Кстати, любой рядовой налогоплательщик действительно может сунуть свой любопытный нос в подробности потенциальной сделки, если заглянет в соответствующий сайт оборонного ведомства в Интернете.

Пока процесс закупки сверхзвуковых истребителей находится на стадии подробного знакомства экспертов с их характеристиками и стоимостью, значительная часть австрийской общественности, несмотря на сезон политических каникул, ринулась в СМИ в дискуссию на вполне естественную тему "А нужны ли нам вообще эти суперсовременные, но и супердорогие самолеты?" Вновь обсуждается вопрос о, может быть, старомодном, но пока не принесшем никому никакого вреда нейтралитете республики. О том, какой смысл пускаться в проблематичные затраты, будучи окруженными сплошь дружественными странами, четыре из которых уже входят в состав НАТО, а еще две - Словакия и Словения - стоят на пороге альянса?

Конечно, надо предугадывать и негативные возможности будущего развития в Европе и мире, но пролетающие маленькую республику в течение нескольких минут истребители в отрыве от сильных, модернизированных наземных войск уберечь австрийцев от потенциальной опасности не смогут. Это убедительно подтвердили боевые акции стран Запада против Ирака и Югославии, именно в эту сторону направлена в последнее время реструктризация вооруженных сил большинства стран-членов НАТО. Да и опросы общественного мнения в самой Австрии показывают, что население ее опасается прежде всего вполне пока наземных террористов или, например, аварий на атомных электростанциях в соседних странах прежде всего в постсоциалистических. Но военно-политические лоббисты частенько оказываются посильнее общественного мнения. Даже в странах с развитыми демократическими традициями, к которым традиционно относится и Австрия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
386
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
496
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
407
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
341

Другие новости