0
2150
Газета В мире Интернет-версия

31.05.2001 00:00:00

Славное 50-летие Тибета

Тэги: тибет, юбилей, культура


Старый Тибет до мирного освобождения представлял собой еще более мрачное, чем в европейском Средневековье, феодально-рабовладельческое общество, где политика и религия слились воедино и где господствовала диктатура буддийской аристократии. Составлявшему менее 5% тибетского населения чиновничеству, аристократам и монашеской верхушке буддийских храмов - этим трем ведущим силам принадлежали все средства производства Тибета, крепостные крестьяне и настоящие рабы, которых они были властны казнить или миловать.

В новую эпоху Тибет стал объектом вооруженной агрессии со стороны империализма. Проимпериалистические элементы Тибета вкупе с империализмом напрягали силы, чтобы отстоять господство блока реакционной верхушки, помышляя о "независимости Тибета". Цель этого замысла - двойное порабощение тибетского народа империализмом и тремя ведущими силами Тибета.

И именно в то время, когда Тибет находился перед угрозой расчленения и когда его население жаждало изменить свою трагическую участь, образовалась Китайская Народная Республика. 23 мая 1951 года Центральное народное правительство и местное правительство Тибета заключили "Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета" (сокращенное название "Соглашение из 17 пунктов"), в результате которого Тибет обрел мирное освобождение.

В сентябре 1965 года был официально образован Тибетский автономный район. Крепостные и рабы, лишенные на протяжении многих поколений всех прав, впервые получили политические, экономические, культурные и другие права. В соответствии с установками Конституции и Закона "О национальной районной автономии" народности Тибета любой национальности после достижения 18 лет вне зависимости от национальной принадлежности, расы, пола, профессии, семейного происхождения, вероисповедания, уровня образования, имущественного состояния и срока проживания пользуются правом избирать и быть избранным и могут через своих демократически избранных представителей пользоваться своими правами и заниматься своими делами.

Согласно статистике, с 1965 года, когда был образован автономный район, среди депутатов собрания народных представителей всех созывов Тибетского автономного района около 80% составляли тибетцы и другие национальные меньшинства. Во Всекитайском собрании народных представителей Тибет имеет 19 депутатов, среди которых более 80% - тибетцы и делегаты других нацменьшинств. Из 450 делегатов СНП от автономного района 82,4% представляют тибетцев и другие нацменьшинства.

За 50 лет партия и государство уделяли сугубое внимание воспитанию кадровых работников из среды тибетцев и других национальных меньшинств, и в настоящее время в Тибете уже имеются многочисленные и достаточно высококачественные кадры, в основном тибетцы. Кадровые работники из числа тибетцев и других нацменьшинств составляют 74,9% общего числа кадровых работников всего района, причем более 30% из них женщины.

Поворот экономики к развитию и процветанию

В 2000 году валовое производство сельского хозяйства и скотоводства всего района достигло 4,577 млрд. юаней, что в 31,8 раза больше, чем в 1959 году. Валовое производство зерна составило 922 100 тонн - рост в 5,03 раза, поголовье скота возросло в 2,4 раза.

В Тибете до мирного освобождения, кроме печатания денежных знаков, налаженного при императоре Цянь Луне Цинской династии крупным чиновником, аккредитованным в Тибете, не было никакой современной промышленности. Теперь же в Тибете уже создана электроэнергетика, легкая, текстильная и химическая промышленность, машиностроение, лесная промышленность, производство стройматериалов, национальные ремесла и другие отрасли. В Тибете работает около 500 предприятий и в основном сформирована современная промышленная система, характеризующаяся богатой тибетской спецификой, причем в народном хозяйстве все более ведущую роль приобретает промышленность.

До мирного освобождения в Тибете функционировала лишь одна небольшая гидроэлектростанция мощностью в 125 киловатт, которая время от времени обеспечивала электроэнергией кучку правящей верхушки. А после мирного освобождения в Тибете наряду с главной - гидроэнергетикой - осваиваются многие новые источники энергии: геотермальная, ветровая, солнечная, которые дополняют друг друга. В 2000 году во всем районе работали 401 малая и средняя гидроэлектростанции разного типа суммарной мощностью в 356 200 кВ.т, которые вырабатывают 633 млн. кВ.т электроэнергии.

До мирного освобождения в Тибете не было ни одной шоссейной дороги. После мирного освобождения основное внимание уделялось строительству шоссе, вместе с тем гармонично развивался авиационный и трубопроводный транспорт. В результате сложилась всеохватывающая транспортная сеть с центром в Лхасе. В настоящее время во всем районе имеется 15 магистральных шоссейных трасс и 375 ответвлений общей протяженностью 22 400 км. В основном создана сеть шоссейных дорог, связывающих все уезды и свыше 80% волостей. Уже завершено строительство гражданских аэродромов Чунга и Баньда. Благодаря этому начались регулярные внутренние авиарейсы между Лхасой и Пекином, Ченду, Чунцином, Сианем, Синином и Шанхаем, а также международное сообщение с Джаддой. Был проложен самый высокий над уровнем моря нефтепровод от Гэрму (провинция Цинхай) до Лхасы (Тибет) общей протяженностью 1080 км. В настоящее время более 80% всех нефтепродуктов поступают в Тибет по этому нефтепроводу.

Прорывного характера достигло развитие почтово-телеграфной связи Тибета. Между Ланьчжоу, Сианем и Лхасой действует оптико-волоконная связь. Она соединила Лхасу с Шигацзэ, Шаньнанем, Линьчжи, Чанду. Построены с центром в Лхасе наземные спутниковые станции, связывающие местности и города всего района и образовавшие костяк его внутренних спутниковых коммуникаций. Открыта международная и внутренняя автоматическая междугородняя телефонная связь, все уезды Тибета вошли в общекитайскую международную автоматическую сеть обменов, сотовая связь в масштабах всего района дошла до простых жителей, на высокогорном плато обосновался Интернет, радио связало все уголки Тибета. Все более совершенствуется сеть почтово-телеграфной связи, Тибет начал входить в новую эпоху спутниковой и оптико-волоконной связи.

ОБЩЕСТВО ТИБЕТА ИДЕТ ОТ УПАДКА И ЗАПУСТЕНИЯ К СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В старом Тибете не было ни одного учебного заведения в современном смысле этого слова, было лишь обучение при ламаистских храмах и в школах местного правительства Тибета для буддийских бонз и детей аристократии. Ничтожное меньшинство этих отпрысков имели право на учебу. Громадное большинство крепостных крестьян и рабов были лишены возможности получить образование. Лишь менее 2% детей школьного возраста посещали классы, а доля неграмотных составляла 97%.

В 2000 году в Тибете работало 937 учебных заведений различного уровня и профиля. В них учились свыше 360 тыс. человек, обучением были охвачены 84,3% детей школьного возраста.

Тибет сейчас располагает 22 научными институтами, свыше 60 трехуровневыми станциями по распространению агротехнических знаний. Естественнонаучный и технический персонал, занятый на предприятиях общенародной собственности, насчитывает 2900 человек, функционируют 54 массовых научно-технических коллектива.

Постепенно также развиваются после мирного освобождения Тибета радио, телевидение, печать и издательское дело. За 50 лет государство и автономный район израсходовали на развитие тибетского радио и телевидения 530 млн. юаней. Охват населения радио и телевидением достигает соответственно 65% и 55%.

До мирного освобождения в Тибете работало лишь несколько ксилографических дворов, продукция которых была сродни каноническим книгам Цинской империи. После мирного освобождения печать и издательское дело в Тибете получили бурное развитие. В настоящее время уже сложились контуры печатно-издательской системы, охватывающей весь район. В 1956 году начала выходить ежедневная газета "Сицзан жибао", а в настоящее время открыто распространяются по всему району 52 названия газет и журналов, среди которых свыше 20 выходят на тибетском языке. Работают четыре издательства, выпускающие около 6600 наименований книг, их тираж составляет 78 900 тыс. экземпляров, причем около 80% издается на тибетском языке, в Тибете имеется 67 книжных магазинов "Синьхуа шудянь". В основном сформировалась сеть книготорговли, охватывающая весь район.

В процессе длительного исторического развития тибетский народ создал блистательную национальную культуру, которая является редкой по красоте жемчужиной в сокровищнице китайской и мировой культуры. После мирного освобождения изучение, применение и развитие тибетского языка и письменности были поставлены на законодательные рельсы. Постоянно усиливалась охрана памятников культуры. В настоящее время в основном завершена работа по их учету в масштабах всего района. Таких разного рода памятников насчитывается около 1700, среди которых 18 охраняются государством как памятники общекитайской значимости, три города государственного историко-культурного значения, 64 объекта охраняются как культурные памятники районного значения, около 20 охраняются как памятники уездного и городского значения. Дворец Патала и храм Дачжао решением ЮНЕСКО объявлены объектами мирового культурного наследия.

В настоящее время в автономном районе имеется 10 профессиональных художественных ансамблей песни и танца, тибетской оперы и драмы, выступают около 160 любительских литературно-художественных коллективов и трупп тибетской оперы. В уездах имеется 17 художественных коллективов скотоводов. Созданы и современные объекты культуры: многофункциональные музеи, библиотеки, музеи народного искусства, художественные галереи разного уровня, свыше 400 комплексных павильонов и станций культурного профиля.

До мирного освобождения в Тибете не было ни одного современного медицинского учреждения, спорт был почти на нулевой отметке. К 2000 году число лечебно-оздоровительных учреждений в районе достигло 1254. Они располагают 6440 больничными койками и 10 957 людьми профессионального медицинского персонала. По количеству больничных коек и медицинского технического персонала на тысячу жителей Тибет превзошел средний общекитайский уровень.

Бурное развитие получили специфические тибетская медицина и фармакология. Число больниц тибетской медицины с двух в 1959 году (в Лхасе Мэньцзыкан и Яованшань) возросло до 14 в настоящее время. Вместе с тем при 60 с лишним уездных больницах созданы отделения тибетской медицины. Количество специалистов тибетской медицины и фармакологии увеличилось с 434 человек в 1959 году до 1071 человека сегодня.

Благодаря неуклонному развитию медицины и здравоохранения средняя продолжительность жизни по району с 36 лет в 50-х годах возросла до нынешних 67 лет, а численность населения с 1 млн. человек в 50-х годах увеличилась в настоящее время до 2 млн. 560 тыс. человек.

Стратегия великого освоения западных районов

Осуществление стратегии великого освоения западных районов является важным решением, принятым ЦК партии в преддверии нового века. Оно имеет чрезвычайно важное значение для ускорения развития центральных и западных районов страны.

Трудно описать все планы, намеченные для Тибета. Назову лишь некоторые.

Активно планировать строительство района комплексного развития земледелия в среднем течении реки Ялуцзанбу, района комплексного развития животноводства в северном Тибете, района комплексного развития плодоводства, чаеводства и разведения лекарственных растений в юго-восточном Тибете.

Активно прокладывать магистральные шоссейные дороги Китай-Непал, Цинхай-Тибет, Сычуань-Тибет, Синьцзян-Тибет, а также из Лхасы в другие районы Тибета, в первую очередь в Али и Чанду, интенсивнее строить дороги в уездах и волостях, а также дороги в приграничье. Активно прокладывать новые авиатрассы, строить новые и расширять старые аэродромы.

В области энергетики следует видеть перспективу, активно развивать гидроэнергетику, осваивать и использовать геотермальные, солнечные и ветровые источники энергии и одновременно строить электросети, центром тяжести должно быть завершение энергетического строительства на реке Яцзян для обеспечения электричеством четырех районов и городов, а также Чанду, Али и др. На реке Яцзян и других реках осуществлять каскадное освоение энергоресурсов, запланировать и построить несколько сравнительно крупных базовых электростанций. Что касается строительства почтово-телеграфной связи, то ее центр тяжести лежит в развитии оптико-волоконной и глобальной спутниковой связи. Ускорять темпы телефонизации, в максимально короткие сроки создать удобную, быстродействующую и высокоэффективную сеть коммуникаций.

Добиваться дальнейшего повышения уровня освоения и использования минеральных вод, формировать сеть источников, повышать их рыночную эффективность и конкурентоспособность. Необходимо всесторонне проводить базовые геологоразведочные работы, ускорять темпы разведки и освоения основных минеральных богатств. Особое внимание следует обратить на привлечение в Тибет к этим работам предприятий разных видов собственности, а также предприятий из других районов и даже из-за рубежа для совместного инвестирования капитала и сотрудничества, а также совместного освоения месторождений.

Недавно Госсовет утвердил решение о строительстве самой высокогорной и самой протяженной на таких высотах железной дороги Цинхай-Тибет. Она имеет эпохальное значение для развития тибетской экономики. Ввод ее в строй не только восполнит отсутствие в Тибете железных дорог, но станет важным фактором улучшения инвестиционного климата и развития специфической местной экономики Тибета. Соответствующие ведомства заверяют, что сооружаемая железная дорога Цинхай-Тибет будет экологически чистой.

Религия в Тибете и политика свободы вероисповедания

Религия в Тибете - это главным образом буддизм на тибетском языке (то есть тибетский буддизм), ислам и католицизм. Тибетцы, мэньба и гэба повсеместно исповедуют тибетский буддизм, мусульмане исповедуют ислам, а небольшое нацменьшинство наси исповедует католицизм.

Тибет является колыбелью тибетского буддизма, его древняя история превышает 1300 лет. После длительного развития и перемен в тибетском буддизме сложились 4 крупных секты (нинма - в просторечии красная религия), гэцзюй (белая религия), сакья (цветочная религия) и гэлу (желтая религия), а также собственно тибетская бэньбо (черная религия).

В настоящее время во всем Тибете имеется около 1700 сооружений для отправления религиозных культов различными сектами тибетского буддизма, ислама и католицизма. Эти сооружения были восстановлены и открыты по распоряжению правительств различных ступеней. Монахов насчитывается 46 тыс. человек - 2% населения района. Кроме того, имеется 4 мечети, мусульман насчитывается около 3200 человек. Они живут главным образом в трех городах: Лхасе, Шигацзэ и Чанду. Функционирует 1 костел, католиков насчитывается около 600 человек, которые концентрируются в основном в пределах селения Яньцзин уезда Манкан района Чанду.

Уважение свободного выбора гражданами вероисповедания является постоянной фундаментальной политикой китайского правительства в подходе к решению религиозной проблемы. Вместе с тем, она служит важной гарантией уважения демократических прав граждан. Статья 36 Конституции Китайской Народной Республики устанавливает, что граждане Китайской Народной Республики имеют свободу вероисповедания. Никакие государственные органы, общественные организации и отдельные лица не могут принуждать исповедовать или не исповедовать религию, не могут дискриминировать граждан за исповедование или неисповедование религии.

Государство охраняет нормальное отправление религиозной деятельности. Никто не может использовать религию для нарушения общественного порядка, нанесения вреда здоровью граждан и в ущерб государственной системе образования.

Религиозные организации и религиозные дела свободны от иностранного контроля.

Центральное правительство проводит в отношении Тибета целый ряд льготных мер. В сфере религии уважаются и защищаются на основе одинакового отношения и равенства все без исключения религии и секты, массы верующих и атеисты. Что касается пахотных земель, пастбищ и третьего производства, служащего для собственных нужд патриотических религиозных организаций и мест отправления религиозной деятельности, например, компаний, магазинов, предприятий, службы сервиса, благотворительности и иных хозяйственных единиц, то в этом власти оказывают активную поддержку и проявляют заботу, проводят политику сокращения налогов или освобождения от них.

Обычаи и привычки тибетцев

Если вам, уважаемые читатели, когда-нибудь придется побывать в Тибете, то, возможно, вам пригодится информация о местных обычаях. Скажем, таких.

Земные поклоны обычно отдаются при виде изображения Будды, при посещении пагоды Будды и живого Будды. Земной поклон отдается и старшим. Эти поклоны делятся на длинные, короткие и просто земные поклоны. В монастыре Дачжао, дворце Патала и других монастырях и храмах, где происходят религиозные отправления, часто можно увидеть массу людей, совершающих длинные земные поклоны.

В Тибете почти все мужчины и женщины, старые и малые пьют вино из ячменя. Когда принимают гостя, он должен сначала пить тремя глотками, а потом осушить до дна всю рюмку - таков общепринятый обычай. Если он не соблюдается, то хозяин будет недоволен или же сочтет гостя невежливым, а то и расценит поведение гостя как презрение к нему (к ней). Чаепитие же - это повседневный ритуал. Когда в дом входит и усаживается гость, хозяйка или дети обязаны налить ему чай с маслом. Однако гость не должен сам принимать чай, а должен дождаться, когда чай подаст ему хозяин, и только после этого принять бокал и начать пить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
456
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2165
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1407
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1046

Другие новости