ВЧЕРА начался официальный визит в РФ министра обороны Сирии Мустафы Тласа, который, как считают в российских политических и военных кругах, даст мощный импульс развитию двусторонних отношений между Москвой и Дамаском. По информации российских военно-дипломатических источников, на переговорах в российской столице Мустафа Тлас обсудит ситуацию на Ближнем Востоке, проблемы обеспечения региональной безопасности, а также российско-сирийские отношения в военной области.
Сирия является традиционным партнером РФ на Ближнем Востоке практически во всех областях международного сотрудничества. Благодаря своему географическому положению и той роли, которую она играет в обеспечении стабильности на Ближнем Востоке, во многом обеспечивается соблюдение в регионе российских военно-политических интересов.
В Москве и Дамаске считают, что мирному процессу, направленному на установление региональной стабильности и надежной безопасности, противоречит форсированное военно-техническое и военно-политическое сближение между Израилем и Турцией, поощряемое США. Пока есть надежда, что дело не дойдет до формирования турецко-израильского военного альянса, чему Москва намерена препятствовать самым решительным образом. Данная тенденция опасна тем, что нарушает баланс сил на Ближнем и Среднем Востоке, в Восточном Средиземноморье и воспринимается расположенными там государствами как потенциальная угроза их безопасности.
На переговорах в Москве ожидается обсуждение конкретных вопросов военно-технического сотрудничества. Отметим, что на протяжении длительного периода времени (с 1956 г.) Сирия ориентировалась на всестороннюю помощь нашей страны. В 1980 г. по инициативе Дамаска был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. До 1991 г. оно носило крупномасштабный характер. За этот период для сирийских вооруженных сил было поставлено специмущества на общую сумму более 26 млрд. долл., в том числе 65 пусковых установок ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5 тыс. танков, более 1,2 тыс. боевых самолетов, 4,2 тыс. артиллерийских орудий и минометов, 70 боевых кораблей и катеров, а также другое вооружение и военная техника (ВВТ). На сегодняшний день сирийская армия более чем на 90% оснащена военной техникой советского и российского производства.
Основными направлениями сотрудничества в оборонной сфере между Россией и САР наряду с поставками ВВТ являлись:
- командирование наших советников и специалистов (около 14 тыс. чел.) для работы непосредственно в ВС Сирии с целью передачи опыта военного строительства, организации боевой и оперативной подготовки, обслуживания и ремонта техники;
- оказание помощи в подготовке сирийских военных кадров (около 10 тыс. чел.);
- оказание технического содействия в создании объектов военного назначения от учебных классов до ремонтных заводов;
- организация лицензионного производства ВВТ;
- ремонт военной техники на российских ремзаводах.
Однако начиная с 1991 г. военно-технические связи с Сирией, как и с большинством других стран, были практически заморожены. Исключением был лишь контракт на поставку в 1992-1993 гг. партии танков Т-72А стоимостью около 270 млн. долл., а также поставка по линии государственного унитарного предприятия "Конструкторское бюро приборостроения" (Тула) в 1998-1999 гг. ПТРК "Корнет-Э" на сумму 65 млн. долл. и "Метис-М" на сумму 73 млн. долл.
После официального визита в Дамаск министра обороны РФ в конце 1998 года ситуация стала меняться к лучшему. Стороны вышли на ряд новых соглашений в сфере ВТС. В соответствии с достигнутыми договоренностями Россия поставила Сирии крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, а также патроны к ним, выстрелы с управляемой ракетой 9М117М, ракеты 9М113 к ПТРК "Конкурс", боеприпасы ПГ-7ВЛ к гранатомету РПГ-7, а также партию гранатометов РПГ-29 с ночными прицелами. Будут учтены пожелания сирийской стороны в приобретении прав на лицензионное производство закупленных образцов оружия. Кроме того, российские специалисты проведут комплексную модернизацию сирийских танков Т-72 и Т-55, которые оснастят комплексами управляемого вооружения и системами защиты от противотанковых средств. Исходя из необходимости совершенствования системы ПВО Сирии ведется проработка вариантов приобретения Дамаском ЗРС С-300ПМУ1, ЗРК "Бук-М1" и "Тор-М1".
Как ожидается, Мустафа Тлас поставит вопрос о модернизации ранее поставленной техники советского и российского производства, и прежде всего истребителей МиГ-21 и МиГ-29. Большой интерес проявляет сирийский военачальник и к высокоточному ракетному комплексу "Искандер-Э".
В соответствии с подписанными контрактами Министерство обороны РФ продолжит командирование российских военных специалистов в Сирию и обучение сирийских военнослужащих в военных академиях и училищах ВС России. Советниками министра обороны Сирии, начальника Генерального штаба ВС САР и других ведущих управлений сирийских Минобороны и Генштаба являются российские генералы. В настоящее время в Сирии работают 16 российских военных советников и 83 специалиста. Российский персонал также находится в сирийским порту Тартус - единственном в Средиземном море пункте базирования ВМФ России на безвалютной основе.
По имеющимся оценкам, объем ВТС между РФ и Сирией в ближайшие несколько лет может составить около 1 млрд. долл.