ЗАВЕРШИЛСЯ визит в Москву президента Литвы Валдаса Адамкуса. Завершился тихо, без лишней помпы и сколько-нибудь широкого освещения в электронных СМИ.
Завершился благостно, с общим - особенно подчеркнутым центральными теле- и радиоканалами - рефреном о том, что из трех постсоветских Прибалтийских республик, известных своей жесткой антироссийской и антирусской политикой, Литва является самой дружественной, самой "образцовой", и если и существуют некоторые нерешенные проблемы и противоречия (например, неурегулированный вопрос с российским транзитом в Калининградскую область, о чем неоднократно писалось в последнее время), то они не идут ни в какое сравнение с проблемами российско-латвийских и российско-эстонских отношений.
Следует признать, что подобный стереотип в отношении Литвы действительно сложился (а точнее, был сознательно внедрен) за последние годы и в общественное сознание, и в сферу нашей политики.
Стереотип, совершенно не соответствующий действительности и создающий в обществе, а зачастую и во властных структурах опасную иллюзию на этот счет. Считается, что политика Литвы является менее русофобской, чем политика Латвии и Эстонии, и, как уже отмечалось, даже чуть ли не "образцовой" в нынешней Прибалтике.
Однако это только кажется. На деле все обстоит не так или совсем не так.
Внешне действительно все выглядит не так, как в соседних Латвии и Эстонии. На практике Вильнюс проводит ту же дискриминационную национальную политику, что и два его северных соседа, но делает это более скрытно и незаметно, не забывая публично заявлять об обратном.
Начнем с того, что литовское правительство проводит целенаправленную и последовательную - хотя и не такую открытую, как в Риге и Таллине, - политику ассимиляции русскоязычного населения.
За десять лет независимости Литвы ее властями делается все, чтобы избавиться от всего русского, советского, и напоминается о "годах большевистской и коммунистической оккупации", (странно только, почему сюда же не прибавлен ущерб от "оккупации проклятым русским царизмом" со времен третьего раздела Польши в 1795 г.).
Налицо попытки создания мононационального литовского государства, в котором, естественно, нет места "некоренным" нацменьшинствам. Сфера языка и образования выбрана здесь и как наиболее изощренная, и как наиболее перспективная.
Формально подписав и признав все международные законы и декларации о правах национальных меньшинств и приняв "нулевой" вариант гражданства (предоставление гражданства всем лицам, проживавшим на территории Литвы на момент обретения независимости), литовские власти обезопасили себя от нападок и упреков в откровенном национализме, как в Латвии и Эстонии.
При этом, "тихо" приняв закон о государственном языке и другие нормативно-правовые акты, фактически свели на нет и эти декларации, и собственную литовскую Конституцию.
Обратимся к статистике. К 1991 г. в Литве проживали более 20% граждан нелитовского происхождения (сейчас нелитовское население составляет около 18%).
Основная часть русскоязычного населения проживает в юго-восточных районах республики, а также в промышленных центрах, созданных в годы все той же "советской оккупации" (от "оккупационной" промышленности и приращенной за счет "оккупантов" территории Литва почему-то не отказывается), и сосредоточена в таких городах, как Вильнюс ("нелитовское" население составляет здесь более 40% - в основном русские и поляки), Клайпеда, Висагинас (Игналинская АЭС), Шальчининкай, а также в Вильнюсском и Клайпедском районах. Это население и является главным объектом политики языковой дискриминации и ассимиляции.
В апреле 1992 г. литовское правительство приняло постановление, которым для русскоязычного населения были установлены специальные категории владения государственным литовским языком и определено, какие должности в государственных учреждениях можно занимать в зависимости от конкретной "категории", а также установлен порядок сдачи экзаменов на знание литовского языка для представителей "нетитульной" нации. Из-за этого постановления большая часть русскоязычных граждан, т.е., напомним, население наиболее промышленно развитых районов республики, была вынуждена оставить работу в госучреждениях из-за недостаточного знания литовского языка.
Дело в том, что в силу исторически сложившихся обстоятельств большая часть русскоязычного населения (прежде всего в промышленности) не владеет в должной мере государственным языком, что не дает им возможности занимать определенные должности и получать соответствующую образованию и опыту работу. Во многом (и в первую очередь) это коснулось квалифицированных специалистов - инженеров, врачей, преподавателей, не говоря уже о бывших военных.
При этом литовское государство не взяло на себя почти никаких обязательств по обучению нелитовского населения литовскому языку. Принятие 31 января 1995 г. Закона "О государственном языке" окончательно расставило все точки над "i", еще более ухудшив социально-экономическое положение русскоязычных граждан республики.
Русский язык оказался полностью вытесненным из всех сфер общественной жизни, кроме бытовой. Он исключен из официального делопроизводства, переписки, финансовой и технической документации, которые обязаны вестись только на литовском языке, не употребляется во взаимоотношениях государственных, коммерческих и иных учреждениях и организациях, действующих на территории Литвы. Свободное использование русского языка не запрещается только, как уже отмечалось, на бытовом уровне и в мероприятиях, проводимых общинами "национальных меньшинств". Нетрудно понять, что под ними прежде всего и главным образом подразумевается русскоязычное население.
Подобные требования к использованию государственного языка привели к тому, что даже в русских школах все надписи на кабинетах, наглядная агитация, педагогическая документация, ведение классных журналов и дневников учащихся должны осуществляться только на литовском языке. Более того, на литовский лад должны писаться фамилии и имена учащихся.
Для контроля за исполнением Закона "О государственном языке" создан специальный "карающий" орган с огромными полномочиями - Инспекция по государственному языку при Сейме Литвы. За несоблюдение этого закона в Литве широко применяются административные взыскания в виде денежных штрафов, налагаемых на руководителей и ответственных лиц.
Таким образом, в "демократическом" литовском государстве закон о государственном языке в том виде, в каком он применяется на практике, фактически является инструментом принудительной ассимиляции "некоренного" населения в форме "цивилизованного" принуждения (а фактически нарушения) основополагающих прав и свобод человека и гражданина, о которых так любят рассуждать - применительно, естественно, только к "коренной" титульной национальности - литовские власти разных уровней.
Не менее показательны "достижения" современной литовской демократии в сфере образования. Начнем с того, что получение образования на русском (и любом другом родном) языке в Литве ограничено рамками общеобразовательной школы. Получить на русском языке высшее образование можно только в Педагогическом университете на факультете славянской филологии в группе из 20 человек. Комментарии, как говорится, излишни.
Дальше - больше. Все абитуриенты, закончившие нелитовские школы, обязаны проходить собеседование на знание литовского языка и платить за это деньги. И только после этого они имеют право сдавать документы в высшие учебные заведения.
Данный факт является не чем иным, как формой откровенной дискриминации по национальному признаку, осуждаемой везде в мире. При этом отсутствие реальной и действенной государственной программы по изучению литовского языка для "национальных меньшинств" (составляющих, напомним, около одной пятой населения Литвы), система изощренных конституционных и нормативно-правовых актов, экономическое и финансовое положение в Литве, бьющее в первую очередь по тому же русскоязычному населению, вынуждает русскоязычных граждан приспосабливаться к реально существующему положению дел.
Это приводит к тому, что многие "русскоговорящие" родители вынуждены отдавать своих детей в литовские дошкольные учреждения с последующим направлением их в литовские школы.
Однако и это еще не все. Проводимая в последние годы в Литве так называемая реформа русских школ имеет своей фактической целью не что иное, как их всемерное сокращение. Особенно отчетливо это видно на примере столицы республики - Вильнюса - и пригорода Новая Вильна, где только за последние годы было закрыто (под предлогом реорганизации) несколько средних и начальных русских школ. И эта политика продолжается.
Если к этому добавить откровенно антироссийскую политику нынешнего литовского руководства, намерение - без какого-либо учета (не говоря уже об уважении) интересов России и ее мнения - вступить в НАТО, выдвижение Литвой в прошлом году России иска за ее "оккупацию" в размере 20 млрд. долл. (принятый на законодательном уровне литовским парламентом) с одновременным желанием "закрепить" за собой все то, что Литва получила за годы этой "оккупации" (практически вся промышленность и половина нынешней территории), отказ от заключения соглашения о транзите российских грузов через территорию Литвы в Калининград, поддержку чеченских сепаратистов, а теперь так называемой белорусской оппозиции - портрет "дружественной Прибалтийской Республики", в которой нет дискриминации русскоязычного населения, проявится окончательно.