ГЛАВНОЙ новостью вчерашнего дня для тех, кто наблюдает за американо-китайским "самолетным" конфликтом, стала, видимо, публикация в китайской и американской прессе снимков агентства "Синьхуа". На них поврежденные лопасти пропеллера и нос самолета-разведчика США. Все прочее - тщательное и неторопливое выяснение китайцами тонкостей международного права в форме неприязненного диалога с администрацией Буша. Выясняют многое. Например - кто в этом случае должен извиняться и за что.
Посол КНР в Вашингтоне был вызван в госдепартамент США, где ему было официально объявлено, что США не будут приносить свои извинения китайскому правительству в связи с инцидентом с американским самолетом-разведчиком, о чем сообщила вчера телекомпания Си-эн-эн. Ранее в Министерство иностранных дел КНР в Пекине был вызван посол США в Китае, которому было передано требование китайской стороны о том, что США должны извиниться. По данным Си-эн-эн, сейчас в отношениях между США и КНР растет напряженность, и в минувшие дни во всех американских посольствах повышены меры безопасности.
Госсекретарь США Колин Пауэлл заявляет, что извиняться не за что. Президент Джордж Буш сообщает китайцам, что "нашим военнослужащим пора домой". Эти слова он сказал после беседы с американским генералом Нилом Силоком, военным атташе в Пекине, который посетил все же на острове Хайнань команду посаженного китайцами на свою территорию самолета. Генерал доложил президенту, что никто из команды не ранен. А вот президент не может доложить американскому народу, когда же летчики отправятся обратно, и избегает отвечать на вопросы журналистов по этому поводу. Пекин, напомним, требует извинений от США в качестве условия для освобождения. По мнению китайских журналистов, США грубо нарушили международное право, "ведя разведывательную деятельность у границ Китая". Газеты опубликовали требование правительства остановить все наблюдения в прибрежных областях. С другой стороны, Китай готов начать расследование инцидента в сотрудничестве с правительством США.
Естественно, Вашингтон отвечает, что воздушное наблюдение в прибрежных международных водах - норма и что США не намерены сокращать число разведмиссий.
Заметим, что пока и речи нет насчет того, вернут ли вообще самолет. Тем более что непонятно, может ли он летать - снимки показывают, что повреждения весьма серьезны. Один мотор уничтожен полностью, другой поврежден. Летчики сообщили, что самолет после столкновения падал почти на 3 километра вниз и еле сел. В США считают, что у команды в такой ситуации не было времени и возможности уничтожить секретное оборудование, так что китайцы почти наверняка получили к нему доступ.
В администрации США идет выяснение вопроса, нельзя ли привлечь какого-то посредника для переговоров с Пекином - например, Сингапур, который поддерживает тесные связи с обеими сторонами. Но эта унизительная для Буша идея (хотя не более унизительная, чем вся ситуация в целом) пока не нравится высшему руководству и официально даже не дошла до Белого дома.
Что делать, сообщает американская печать, никто пока не знает. Отзыв посла сейчас был бы наихудшим решением - он нужен для ежедневного диалога как никогда. Санкции накладывать не за что и невозможно, поскольку от них пострадает мощное "китайское лобби" в США - ведущие предприниматели. Более того - сообщают, что президент США оказался между двумя фракциями в собственной партии: одна представляет то самое "китайское лобби", а другая - это классические республиканские консерваторы, из-за которых Буш с самого начала (и, как видим, опрометчиво) сказал немало жестких слов в адрес КНР.