0
16686
Газета В мире Интернет-версия

04.04.2001 00:00:00

Трайбализм подрывает Африку

Тэги: трайбализм, африка, племя


В "Независимой газете" (# 33 от 23 февраля 2001 г.) была опубликована статья Игоря Тарутина "Религиозные конфликты раздирают Африку", в которой подчеркивается, что недавние кровавые столкновения на религиозной почве в Нигерии, Занзибаре, Кот-д"Ивуаре, Кении и в некоторых других странах Черного континента усугубляются трайбализмом и племенной рознью - "застарелой и общей болезнью" этого континента.

Трайбализм - от английского слова "tribe" - племя - одна из сложнейших и острых проблем внутриполитического развития большинства африканских стран. Дело в том, что огромная часть населения и по сей день живет в условиях, когда в той или иной степени продолжает существовать племенная организация общества и племенная структура населения. По некоторым оценкам, в Тропической Африке проживают свыше 3000 различных племен, каждое из которых говорит на своем языке. Это накладывает отпечаток на весь ход социально-экономического и политического развития многих африканских государств.

Присущее всем членам племени острое чувство принадлежности к нему превращает его в живую общественную реальность. Члены племени называют себя братьями, ревниво следуют за сохранением уз солидарности, которые их охраняют или противопоставляют другим племенам всякий раз, когда целостности племени или интересам его членов что-нибудь угрожает.

Именно племенная организация является той силой, на которую сама жизнь возлагает обязательства по оказанию экономической и социальной помощи членам племени и военную защиту их от других племен. Племенная организация решает проблему пастбищ и водоемов, вершит суд. Любой министр или чиновник всегда старается сохранить связи со своим племенем, находя у него поддержку и в то же время поддерживая его. Практически в ряде стран не существует единой ткани государства: оно как бы разорвано на клочки. В центре стоит племя, его интересы, вернее, интересы тех, кто командует в нем.

В течение многих столетий племя было единственной социальной организацией, которую знали африканцы, и нередко и сейчас, в начале XXI века, определяет их общее мировоззрение и действия, их отношение как со своими соплеменниками, так и с окружающим миром.

Живучесть племенной структуры или племенных пережитков в современной Африке объясняется особенностями ее исторического развития.

Известно, что колониальный раздел Африки в конце XIX века произошел в условиях, когда племена еще не успели сложиться в народности или нации и создать свои национальные государства. В то же время этот раздел направил процесс национального формирования в рамки образованных колоний. Трайбализм и является результатом незавершенности этого формирования. Колониальные власти использовали племенную организацию в своих интересах, опираясь при этом на вождей племен и племенную верхушку.

Фактор трайбализма широко использовался колониальными администрациями для закрепления раздробленности населения и ослабления единого фронта антиколониальной борьбы, при формировании управленческого аппарата в колониях, при назначении на те или иные должности в местных судебных органах, при образовании вспомогательных африканских военных частей. Нередко офицерский корпус формировался из представителей одного или нескольких племен, в то время как другие этнические группы пополняли рядовой состав. Но не только политикой колониальной администрации объясняется консервация пережитков племенной организации вплоть до последнего времени. Порабощенные жители колоний видели в сохранении племенной организации средство объединения для борьбы с колониальными властями. "Когда начиналось завоевание страны колонизаторами, - говорил бывший премьер-министр Республики Конго Паскаль Лиссуба, - народ опирался на племенную организацию, чтобы противостоять врагу. Племя связывало всех тесными узами, сплачивало на совместные выступления. Оно же спустя несколько десятилетий послужило первой опорой для наших политических деятелей. Они выходили на национальную политическую арену, сначала добившись поддержки соплеменников. Прошел не один год, пока возникли общенациональные политические движения, выступавшие против колониального режима от имени всей страны".

В постколониальной Африке формирование в каждом государстве национального единства и общенационального сознания, вызревание чувства принадлежности к единому государству происходит в острой борьбе с сохраняющимися племенными структурами и племенным сознанием, чувством принадлежности в первую очередь к определенному племени, не признающему те или иные государственные границы.

Житель той или иной африканской страны в большинстве случаев и по сей день ощущает себя прежде всего представителем определенного племени. Влияние трайбализма, племенных обычаев сказывается не только на массе крестьянства, составляющего огромное большинство населения в странах континента. Они воздействуют также и на образованную часть общества, из которой комплектуются правительственный аппарат и командный состав вооруженных сил. Министр или руководитель ведомства в большинстве случаев может быть уверен в своих сотрудниках, если он выберет их из членов своего племени. Часто африканские лидеры формируют свои правительства из соображений безопасности из своих соплеменников. Так, бывший президент Республики Берег Слоновой Кости (ныне Кот-д"Ивуар) назначал на высокие правительственные посты представителей племени бауле, выходцем из которого он сам был. Английский публицист Уолтер Шварц, проведший в Нигерии несколько лет, писал: "Если представителя народности ибо назначали председателем железнодорожной корпорации, это автоматически означало, что каждый вновь нанятый кочегар, путевой обходчик или станционный смотритель будет ибо".

Вместе с тем в ряде стран, например, в Кении, при формировании правительства всегда учитывается необходимость сохранения "племенного равновесия" между его министрами.

Таким образом, поскольку процесс формирования политических партий в Тропической Африке в большинстве случаев происходил, как уже отмечалось, на племенной основе и они отражали интересы прежде всего племенной верхушки, трайбализм, неразрывно связанный с политической и экономической замкнутостью и местническими интересами, объективно тормозил образование общетерриториальных партий. В такой обстановке политическая жизнь часто сводится к столкновениям на почве межплеменной розни, и лишь по мере укрепления экономических, политических и культурных связей между отдельными племенами постепенно создавались предпосылки для возникновения единого национально-освободительного движения в рамках той или иной колонии. Вместе с тем племенные партии были первой школой политической борьбы, формой объединения в условиях колониального режима. Но, как считают многие африканские политики, многопартийная система в условиях континента способствует сохранению племенного дробления населения, и заявляют, что именно борьба против трайбализма требует введения однопартийности правления. По мнению многих исследователей, столкновение и борьба между племенами и народностями является своего рода осью политической жизни многих африканских стран, чуть ли не главным общественным противоречием в Тропической Африке.

Национальная консолидация африканских стран предполагает активное интегрирование самых различных этнических групп и племен, являющихся часто меньшинствами в тех или иных государствах. Процесс деколонизации Африки сопровождался невиданными за всю историю континента социально-политическими, экономическими и этническими бурями, в результате которых появились миллионы беженцев. Причиной многих внутренних конфликтов были проблемы, связанные с племенами, вызванные неспособностью определить мирным путем их роль в созданных государствах. В годы колониализма нередко эти племена занимали фактически главенствующее положение в определенной сфере деятельности. В то же время другие племена, усматривая в том опасность для своих собственных интересов, в конце концов применили против них насилие. Таким образом, часто за племенными по форме столкновениями стояли глубокие социальные противоречия. Конфликты между племенами ослабляют внутриполитическую стабильность африканских государств, затрудняют формирование национального единства.

Каковы же пути преодоления трайбализма?

Благодаря школе, военной и гражданским службам, африканцы постепенно начинают понимать, что они принадлежат к более широкой общности, чем племя. Проводится политика унификации, законодательными средствами стремятся смягчить соперничество племен. Так, возможность опознания племени по татуировке лица в последние годы запрещена во многих странах. Экономическое развитие африканских государств, рост городского населения, расширение внутренней торговли неизбежно ведут к ослаблению влияния племенного фактора. Многие наблюдатели отмечают - в этом мог убедиться и автор этой статьи, побывав в ряде стран Африки, - что в таких городах Тропической Африки, как Абуджа, Дакар, Абиджан, Найроби происходит относительно быстрый процесс разрушения племенных связей, сохранению которых в деревне способствует вся традиционная структура африканского общества. Проведение аграрных реформ также будет содействовать ослаблению и ликвидации власти племенной верхушки и постепенному изживанию трайбализма, ломке перегородок и барьеров между отдельными племенами и ускорению процесса формирования национального единства. Социально-экономические преобразования в странах Африки будут способствовать стиранию племенных различий и формированию единой национальной общности в рамках тех или иных государств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2801
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3319
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2437
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4316

Другие новости