0
980
Газета В мире Интернет-версия

14.03.2001 00:00:00

Умные санкции США

Тэги: ирак, иран, сша, санкции, нефть


В последнее время заметно обострилась борьба за выгодные иракские проекты. Основной интерес, конечно же, - нефть. На днях Ирак объявил, что лишь на разработку нефтяных месторождений (половина из которых старые) ему требуется 30 млрд. долл. инвестиций. И многие страны готовы хоть завтра включиться в эти программы. Но опять перед ними возникает барьер из санкций.

В конце прошлой недели арабская газета "аль-Хаят" задалась вопросом, не были ли недавние бомбардировки Ирака призваны сыграть роль дымовой завесы для прикрытия некоторых отступлений в политике США на иракском векторе. В Москве посчитали, что новая республиканская администрация таким образом стремится усилить давление на Ирак. Однако, по всей видимости, действия Белого дома нацелены в несколько ином направлении. Вашингтон действительно готов пойти на послабление санкций (за исключением контроля за перевооружением Ирака), а жесткий прессинг будет перенесен на Иран. Кстати, в ходе визита президента Ирана Хатами в Россию у Москвы и Тегерана появилась возможность еще раз скоординировать свои позиции по отношению к ситуации в Персидском заливе.

В конце февраля прошли переговоры между Ираком и ООН в Нью-Йорке. Они не дали никаких конкретных результатов. В то же время США, которые вместе с Великобританией упорно блокируют в СБ все решения о пересмотре отношения ООН к Ираку, решили выдвинуть новое предложение. Так появилась идея "умных санкций", т.е. санкции приобретают адресный характер. К примеру, предполагается, что руководству Ирака будет отказываться в получении въездных виз, их зарубежные счета станут отслеживаться и по необходимости арестовываться. Ужесточатся санкции, касающиеся оружия массового уничтожения (ОМУ), в то время как ряд санкций экономического блока будет смягчен. Параллельно с этим планируется активизировать работу по поддержке антииракской оппозиции.

Что же по этому поводу думают в Москве? Как известно, в декабре 1999 года СБ ООН принял резолюцию 1284, предусматривающую возобновление деятельности комиссии экспертов ОНН и устанавливающую порядок приостановления действия международных санкций. Москва при голосовании за эту резолюцию воздержалась. Россия выступает за пакетную сделку. В Кремле считают, что разоруженческая фаза закончена, а довыяснение вопросов должно происходить в ходе мониторинга. В этой связи предлагается приостановить действие санкций, а в дальнейшем полностью отменить их.

Доводы Москвы просты. Как известно, в июне 1998 года были закрыты три файла: ядерный, ракетный и химический. Остался один - биологический, за которым практически невозможно проследить. И тут необходимо опровергнуть упреки в адрес России, что именно она помогала Ираку создавать ОМУ. Ведь только в последнее время достоянием общественности стали факты того, что активное содействие в создании запрещенного оружия Багдаду оказывали западные компании ("Дипкурьер" # 4 от 1 марта 2001 г.). Так, французы стояли за созданием ядерного оружия, немецкие и бельгийские фирмы открыли доступ к химическому оружию, немцы модернизировали российские "СКАДЫ", уменьшив вес их боевой части, за счет чего добились увеличения дальности полета до 1000-1500 км.

Зная позицию Ирака в отношении резолюции 1284, понимая, что очень трудно добиться в СБ ООН консенсуса, Москва предлагает "новое" понимание этой резолюции. Россия убеждена, что невыполнение резолюции 1284 не должно сказаться на урегулировании ситуации в регионе, конкретнее - в зоне Персидского залива. Стержень российского плана - урегулирование ситуации вокруг Ирака и решение проблем общерегионального звучания: нормализация двусторонних отношений между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ОАЭ и Ираном, Бахрейном и Катаром, Саудовской Аравией и Катаром. Для этого необходимо подписать договор о разумной военной достаточности, двусторонние и многосторонние пакты о ненападении и невмешательстве во внутренние дела другой страны. Должно быть также сокращено иностранное военное присутствие в регионе. Необходимо налаживание регионального торгово-экономического сотрудничества, решение проблем экологии и использования водных ресурсов, коммуникации и развития региональной инфраструктуры, создание регионального центра по предотвращению кризисов и межрегиональной организации ( по типу ОБСЕ), включив в нее наблюдателей Россию и США и другие заинтересованные стороны.

Что касается Ирака, то к нему еще остается ряд вопросов. В том числе и вопрос о кувейтских военнопленных, захваченных Ираком в ходе войны в Персидском заливе. Багдад утверждает, что он не скрывает военнопленных, их нет ни в одной тюрьме страны, и готов сотрудничать с Международным Красным Крестом (МКК) в их поиске. В Ираке также полагают, что так как проблема пленных политизирована, она не решаема. Оппонентам Багдада выгодно держать этот вопрос как козырную карту и использовать его как одно из доказательств необходимости сохранения санкций.

В отношениях между Ираком и Кувейтом есть еще одна мина замедленного действия, заложенная США и Великобританией. По резолюции 833 СБ ООН часть иракской территории отошла Кувейту. Таким образом, в любой момент Саддам Хусейн или другой глава страны, пришедший ему на смену, может поднять народ на освобождение своей земли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1016
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1656
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1494
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2812

Другие новости