Ситуация в России и внешняя политика Москвы входят в число угроз национальной безопасности Соединенных Штатов. Таков один из выводов Центрального разведывательного управления США, глава которого Джордж Тенет выступил вчера на слушаниях в сенатском комитете по разведке. И еще одна очень показательная цитата: "Неизбежно наше положение единственной сверхдержавы будет вызывать недовольство тех, кто не разделяет наши взгляды или наши цели, и тех, кто напуган нашей силой".
В принципе выводы директора ЦРУ не новы, и Россия - вовсе не угроза номер один для США в его трактовке, однако практически на протяжении всего текста выступления проводится мысль: в том или ином регионе или применительно к той или иной глобальной проблеме Москва либо препятствует реализации национальных интересов Вашингтона, либо прямо угрожает им. Что же касается анализа ситуации в самой России, прогноза вариантов действий ее руководства, в том числе на внешнеполитическом поле, то здесь Тенет весьма категоричен: "Почти нет сомнений, что президент Путин хочет восстановить некоторые элементы советского прошлого - статус великой державы, сильная центральная власть и стабильное и предсказуемое общество - иногда в ущерб соседним государствам или гражданским правам отдельных россиян".
Американскую разведку беспокоит то, что "Москва, похоже, возрождает игру с нулевой суммой, лежавшей в основе внешней политики в советскую эпоху (имеется в виду принцип "что плохо для Вашингтона, то хорошо для Москвы, и наоборот". - Д.Г.). Вероятно, ЦРУ опасается активного возврата России в те регионы, где ее влияние исчезло с исчезновением Советского Союза, и как следствие - столкновения там интересов двух стран. Кстати, этот процесс Тенет констатирует в отношении постсоветского пространства: "Путин предпринимает попытки препятствовать влиянию США в других бывших советских республиках и восстановить Россию как главную державу этого региона". Но, говоря о Ближнем Востоке и Балканах, он ни разу Россию не упомянул.
Примечательно, что Россию американская разведка относит к категории стран, претендующих на статус сверхдержавы. Еще одним таким претендентом - стоящим выше - Тенет назвал, естественно, Китай. Других претендентов нет. Нынешняя динамика российско-китайских отношений сама по себе воспринимается американской разведкой как угроза интересам США: "Продажа оружия (Россией Китаю, в том числе, как следует из текста, для подготовки к отражению возможного американского вмешательства в поддержку Тайваня. - Д.Г.) - это лишь один элемент развивающихся китайско-российских отношений. Москва и Пекин планируют в этом году подписать Договор о дружбе, подчеркивающий общие интересы и волю к дипломатическому сотрудничеству в противовес политике США, которую они (РФ и КНР. - Д.Г.) воспринимают как недружественную по отношению к их интересам - особенно НПРО".
Тема НПРО сама по себе не выделена в отдельную главу выступления, однако оценки угроз по регионам подводят аудиторию к мысли о крайней необходимости создания национальной системы противоракетной обороны - то, что сегодня составляет основу российско-американских противоречий. Несмотря на явную абсурдность утверждений о такого рода опасности, Тенет вновь заявляет, что Соединенные Штаты "по-прежнему испытывают ракетную угрозу со стороны большого числа стран помимо России и Китая - особенно Северной Кореи, вероятно, Ирана и, возможно, Ирака. Угрозы со стороны "стран-изгоев" - это и есть основной аргумент в пользу создания запрещенной Договором по ПРО 1972 года национальной системы противоракетной обороны. И без того было ясно, что новая администрация США возьмет курс на создание НПРО (что повлечет за собой неизбежно слом Договора по ПРО и как следствие - начало новой гонки вооружений и резкое до чрезвычайно опасной степени обострение отношений Москвы и Вашингтона). И хотя эти проблемы Тенет квалифицирует как менее серьезные, нежели опасности времен холодной войны, "они все-таки представляют угрозу интересам США". Все это свидетельство того, что по главному противоречию между Москвой и Вашингтоном в период правления нынешней администрации предстоит уже не полемика, а серьезная битва, исход которой может оказаться очень печальным не только для России и США, но и для подавляющего числа государств мира, а именно - новая глобальная напряженность в отношениях двух крупнейших ядерных держав.
Среди регионов и стран, представляющих угрозу для интересов США, на первом месте стоит Ближний Восток, затем Ирак, Иран, Северная Корея - традиционные проблемы любой американской администрации (все перечисленные государства входят в число "изгоев" или "государств, вызывающих озабоченность" по классификации госдепартамента США). Далее - по степени угрозы - следуют Китай и Россия. Затем - Средняя Азия, Балканы, Южная Азия. Таким образом, из неявных, непубличных противников США, по оценке ЦРУ, Россия стоит на втором месте.
Опасность для Вашингтона представляют и потенциальные альянсы - например, России с тем же Китаем, Индией и Ираном: "Москва считает такие отношения одним из способов глобального ограничения влияния США".
Россия числится и среди стран, представляющих угрозу для США в связи с проблемой распространения, - второй по важности после терроризма. "Российские организации в прошлом году продолжали поставлять различную продукцию и технологии, связанные с баллистическими ракетами, таким странам, как Иран, Индия, Китай и Ливия. Передача (масштаб. - Д.Г.) ракетных технологий Россией Ирану была в прошлом году действительно существенной, и, по нашей оценке, это и в дальнейшем будет ускорять усилия Ирана по разработке новых ракет и собственному их производству".
Прогнозы относительно возможного ухудшения российско-американских отношений получают, таким образом, новые - хотя пока и частичные - подтверждения. Конечно, формально определяет американскую внешнюю политику не разведслужба, а президент. В данном случае выступление Тенета выдержано в типичном духе ЦРУ, и неожиданностей, казалось бы, особых нет - разведка часто умышленно преувеличивает перед политическим руководством масштаб проблем. В данном случае Тенет явно играет на руку тем силам в руководстве США, которые не заинтересованны в налаживании нормального сотрудничества с Россией. Примечательно, что первые телефонные контакты между президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем носили более дружественный характер. Однако вполне можно предположить, что степень влияния ЦРУ конкретно на нынешнего главу американского государства можно оценить как более высокую по сравнению, скажем, с его предшественником, особенно в последние годы правления. Во-первых, спецслужбы всегда склонны обострять проблемы, как произошло и на этот раз с выступлением Тенета на слушаниях в сенатском комитете, и представлять консервативный прогноз, так любимый Республиканской партией. Во-вторых, не стоит сбрасывать со счетов и "наследственные" причины - отец нынешнего президента США Джордж Буш-старший - в прошлом директор ЦРУ. В-третьих, оценки Тенета очень хорошо вписываются в предвыборную внешнеполитическую программу Буша-младшего, объявившего Америке, что она, оказывается, практически не защищена от внешних угроз; директор ЦРУ почти слово в слово повторяет эту мысль: "Никогда за все время моей работы <...> американской разведке не приходилось иметь дело с таким динамичным набором проблем, угрожающих такому широкому кругу интересов США". В наборе этих проблем, повторим - хоть и не на первом месте, - значится и Россия. Раздел выступления, непосредственно посвященный ситуации в России, мы полностью публикуем ниже, однако название нашей страны упоминается в тексте Тенетом гораздо чаще и в связи со множеством не только глобальных, но и региональных проблем.