0
803
Газета В мире Интернет-версия

02.02.2001 00:00:00

Ширак и Шредер решили ужинать чаще

Тэги: Германия, Франция, встреча


СУДЯ по всему, вечерний ужин президента Франции Жака Ширака и канцлера Германии Герхарда Шредера, состоявшийся в минувшую среду в ресторане деревушки Блесхайм, что неподалеку от Страсбурга, прошел приятно. Оба лидера договорились встречаться отныне в неформальной обстановке регулярно - раз в два месяца. Париж и Берлин решили "теснее сплотиться" в делах, касающихся будущего ЕС.

Как известно, воссоединение Германии, ставшей самым сильным и значительным на континенте государством в экономическом плане и самым крупным по численности населения, было встречено в Париже без всякого энтузиазма. И неспроста. Немцы быстро почувствовали свое превосходство и не преминули этим воспользоваться: Германия сделала заявку на большое число голосов в Совете министров Европейского союза, тогда как прежде была с Францией наравне. В лидеры Германии выдвинулся человек послевоенного поколения (Шредер родился в 1944 году), с новыми идеями и взглядами насчет того, как сооружать в дальнейшем объединенную Европу. Устами его министра иностранных дел Йошки Фишера был предложен вариант федерального устройства Европы во главе с единым президентом, что вызвало в Париже тихий переполох. Одним словом, эпоха франко-германской идиллии была нарушена вторжением двух обстоятельств: усилением экономической мощи Германии и переменами в умонастроениях ее новых руководителей.

Хотя по поводу неформального ужина двух лидеров в Эльзасе средствам массовой информации было сообщено лишь меню этого застолья, тем не менее из их близкого окружения стало известно, что принимающая сторона стремилась устранить "возникшие недоразумения". Удалось ли это сделать - вопрос без ответа. Во всяком случае, перед теле- и фотокамерами разыгрывалось, что "все хорошо". Сохранять видимость благополучия необходимо прежде всего потому, что ось Париж-Берлин в контексте Европейского союза является определяющей: это они задают тон всем остальным, они прокладывают азимуты продвижения к единству и расширению. Примечательно, что когда обе страны действуют единым фронтом, отстаивая, а порой просто навязывая принятие совместного решения, то партнеры начинают роптать, упрекая их в узурпации власти. Если же в отношениях этих неофициально утвердившихся в Евросоюзе лидеров возникают трения, то партнеры оказываются в растерянности, поскольку теряют ориентир, не зная, за кем из них следовать.

На этих настроениях и пытается играть Шредер с прицелом на захват главенствующей роли, оттеснив Францию, которая, по мнению немцев, архаична в подходе к строительству объединенной Европы. Команда канцлера с присущей этой нации деловитостью и упорством проталкивает свою модель Европы, прививает партнерам свои взгляды на процесс ее строительства. При этом Германия набирает очки там, где их теряет Франция, - в подходе к опросу расширения европейской семьи за счет принятия стран Восточной Европы. Французы относятся к этому сдержанно, с осторожностью, полагая, что кандидатам следует основательно подготовиться и на это потребуется немало времени. Тогда как немцы демонстративно выступают за скорейшее принятие восточноевропейцев в лоно Евросоюза. Этим они уже привлекли на свою сторону целую группу его будущих участников. Правительство Шредера ведет активную работу по сближению с такими влиятельными партнерами, как Италия, Испания, Нидерланды. После недавнего визита Тони Блэра в Берлин можно говорить о новой фазе дружеских отношений канцлера с руководством Великобритании. В Германии подчеркивают, что связи с этими странами "не менее привилегированны, чем с Францией". Партнерам такие знаки внимания, естественно, импонируют.

Суть такого внешнеполитического курса Берлина заключается в том, чтобы обеспечить в конечном счете проведение назревающих реформ в Европейском союзе на свой лад, принять большинством голосов общеевропейскую конституцию. И хотя этот вопрос не сегодняшнего дня, но немцы его основательно прорабатывают уже сейчас, обзаводятся сторонниками. Французы все это видят и понимают, что в их дуэте голос более мощного соседа заглушает их собственный и что вполне возможно, что дуэт превратится в конце концов в германское соло. Похоже, к этому все и идет. "Неформальные ужины" при свечах не только не могут что-то изменить в политике федерального канцлера, а скорее наоборот - это свидетельство того, что Елисейский дворец хочет сохранить хотя бы видимость былого согласия.

Страсбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
959
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1293
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
990
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
822

Другие новости