0
1151
Газета В мире Интернет-версия

21.12.2000 00:00:00

Израиль между переговорами и выборами

Тэги: Нетаньяху, Израиль, кнессет


Премьер-министр Израиля Эхуд Барак о переговорах с палестинцами

- Господин Барак, судя по сообщениям прессы, возобновляются мирные переговоры Израиля с палестинцами. Как известно, предыдущий этап мирных переговоров окончился неудачей, после чего вспыхнули беспорядки на территориях. Что изменилось с тех пор, почему вы надеетесь, что этот раунд переговоров будет более успешным?

- Я верю, что решение нашего спора с палестинцами может быть только политическим и за столом переговоров. Я полагаю, что Палестинская администрация, развязавшая кровавые столкновения, убедилась, что насилием оказать давление на позицию Израиля невозможно. Об этом свидетельствует вся наша история. Мы не поддаемся какому бы то ни было давлению и в своих действиях руководствуемся исключительно нашими национальными интересами, интересами мира и безопасности нашего народа. Наш народ стремится к миру и готов к нему, но не любой ценой. Да, большинство граждан Израиля понимают, что во имя мира нам придется пойти на значительные компромиссы, весьма болезненные уступки, но я уверен, что наш народ готов принять такие решения, если при этом будет обеспечено главное - мир на Ближнем Востоке и безопасность граждан Израиля.

Нетаньяху о мире и выборах

- Господин Нетаньяху, после объявления Барака об отставке вы срочно вернулись в страну. Для того чтобы вы могли принять участие в выборах в кнессет была внесена специальная поправка, как вы прокомментируете предвыборную ситуацию в стране?

- Израиль находится в глубоком кризисе, каждый день имеют место насилия, мы беседуем с вами в 300 метрах от Гило, где ежедневно стреляют. Бомбы взрываются в разных местах Израиля. Все государство находится в тяжелом состоянии. Парламент практически в параличе, и правительство провалилось во всех начинаниях, это результат ошибочной политики, и поэтому нужно получить новый мандат от народа, но не только для одного премьера, его должны получить и члены кнессета. Если мы поменяем только премьера, неважно, кто им будет, и оставим тот же самый кнессет, который разодран противоречиями, которым невозможно управлять, то мы ничего не сделаем. Нужно полностью обновить всю систему управления.

- Если кнессет не решится на досрочные выборы (именно это и произошло), что вы будете делать?

- Есть несколько возможностей решить эту ситуацию. Прежде всего нельзя идти против общественного мнения, все, что происходит, - это циничные игры парламентариев, но я чувствую, что общественное мнение вынудит их прекратить это. Мелкие интересы политиков будут сметены волной народного возмущения. На перекрестке, на котором находится страна до сих пор, есть люди, которые считают, что, несмотря на сделанное Арафатом - волну насилия, поднятую им, - можно продолжать переговоры. Эти люди в меньшинстве, но они есть. С другой стороны, абсолютное большинство сегодня за другой подход, поэтому решить этот вопрос можно только при помощи всеобщих выборов.

- В "Ликуде" должен происходить праймериз. Будет выясняться, чей рейтинг выше, хотелось бы услышать вашу оценку действий Шарона как политика и как человека.

- "Ликуд" - наиболее либеральная и демократическая партия в плане внутреннего правления. Праймериз - нормальное явление, но в нашей партии - единая идеологическая база, и в ней нет серьезных противоречий между мной и Шароном. Я уважаю то, что Шарон сделал для Израиля и как военный, и как политик, наши позиции близки в том, что касается сохранения безопасности Израиля. Я не согласен с версией, что поход Шарона на Храмовую гору послужил причиной насилия. По всем договоренностям любой человек может подняться на Храмовую гору, и волна насилия, инициированная Арафатом, была давно спланирована и не явилась ни для кого, по крайней мере для службы безопасности, неожиданной. У нас с Шароном более-менее одинаковый взгляд на то, как бороться за безопасность страны. Это означает - бороться с желанием Арафата сбросить нас в конце концов в море по той теории ступенек, которую он реализует со дня создания ООП. Шарон считает, что нельзя оставить наше государство шириной в 10 м. Я и дальше буду работать с Шароном.

- Если бы вы стали премьером, продолжили бы вы переговоры с палестинцами?

- Первым делом я стал бы настаивать на том, что путь наших взаимоотношений с палестинцами должен быть путем мира, а не войны. Арафат прежде всего должен прекратить насилие полностью. Не на день-два, неделю-две, а окончательно. Должен быть какой-то промежуток времени, на базе которого мы сможем проверить не только то, что прекратилась стрельба, но и прекратилась кампания подстрекательства, которая ведется во всех мечетях и школах. Маленьким детям передают не послания мира, а послания войны. Мы потребуем в первую очередь тишины, прекращения насилия и подстрекательства, продолжения воспитания в духе ненависти к Израилю. Если мы увидим, что это начинает работать, то пойдем на мирные соглашения, основанные на принципах взаимных уступок. Каждый наш шаг навстречу палестинцам будет оговорен в плане выполнения обязательств палестинской стороной. Эта политика, которую мы проводили до 1999 года. И еще скажу то, что понятно нам и непонятно левому лагерю: здесь не может быть мира как в Западной Европе. Здесь не Люксембург и не Скандинавия. Мы - Ближний Восток. Здесь мир может быть основан только на силе, на том, что стороны будут бояться нарушить этот мир, а не на простых бумагах, которые подписаны. Здесь возможен только "холодный мир". Лучше всех нас должна понимать как раз российская общественность. Мы сталкиваемся с одним и тем же фанатизмом, тем же использованием террора, и у вас, и у нас происходят взрывы машин. Террористы обстреливают мирных жителей и здесь, и там. И я уже говорил об этом в Москве. Есть только одно большое различие между нами и Россией. Вас от Чечни отделяют тысячи километров, а нас от палестинцев - 250 м. Пока чеченцы не выдвинули требования передать им Москву и всю Россию. Также разница между нами и вами в том, что Израиль составляет одну тысячную от территории России. Если вы представите, что Россия размером с Израиль и стреляют по Москве, если бы хотели занять Москву, то покажите мне хотя бы одного русского, который не думал бы так же, как я.

Шарон уверен в своей победе

- Готов ли "Ликуд" к выборам? Что обсуждалось на заседании Центра (так называемое ЦК партии), которое проводилось в "Ликуде" на прошлой неделе?

- Выборы будут проводиться в очень тяжелой обстановке, но я в любом случае выдвигаю свою кандидатуру. Основная проблема - недостаток времени. Но в любом случае "Ликуд" будет готов к выборам и сменит правительство Барака. На заседании Центра обсуждались только технические детали - даты выборов.

- Кандидатура того, кто будет представлять "Ликуд", должна была быть определена на праймериз. Каковы ваши шансы на победу, что вы будете делать, если выиграет Нетаньяху?

- Выборы для "Ликуда" начинаются с праймериз. И тот, кто выиграет, выставит свою кандидатуру против Барака и победит. Если я не преуспею, то тот, кто выиграет, получит всеобщую поддержку. Но я верю, что буду избран. Прежде всего надо думать не о моменте выборов, а о том, что будет после их завершения, кто будет управлять государством Израиль после выборов. Здесь очень важно, чтобы это был сильный и опытный человек, который знает, как управлять страной. Быть главой правительства трудно везде, а в Израиле из-за огромных проблем, что есть у нас, тяжелее, чем где-либо еще. На мой взгляд, правительство Барака провалилось и завело нас в такую трудную ситуацию, какой не было с момента создания Израиля.

- Если все же победит Нетаньяху, подходит ли он под описанный вами образ главы государства?

- Главы правительств в Израиле в прошлом были всегда опытными, старше по возрасту, умели принимать решения, знали, с кем и когда советоваться, как работать в команде. Опыт здесь очень важен, не хочется говорить про других, но могу вам сказать про себя - как раз у меня этот опыт есть. Я уже бывал в очень тяжелых ситуациях и в армии, и в политике, и в личной жизни. И я всегда умел находить решения и правильные ответы.

- С чем было связано решение Барака уйти в отставку? В кулуарах кнессета говорят, что вы единственный во всей стране знали об этом заранее?

- Я ничего об этом не знал. Для меня это был такой же сюрприз, как и для других. Не было никакого соглашения между нами, никакой связи. Насчет причины отставки - правительство Барака не преуспело. Он не выполнил практически ни одного предвыборного обещания. Он понял, что его правительство не сможет дойти до конца каденции. И он подумал, что, возможно, таким путем в течение короткого срока он сможет преодолеть политический разрыв и вновь быть избранным. Но я думаю, что израильские граждане, большинство из тех, кто голосовал за него на прошлых выборах, понимают, что он не сдерживает ни одного обещания. Я верю, что у него мало шансов победить. Нельзя бесконечно обещать. Я уверен, что следующее правительство будет сформировано "Ликудом".

- Если "Ликуд" победит, продолжится ли мирный процесс, что будет пересмотрено?

- Мы все нуждаемся в мире. Я участвовал во многих войнах и знаю все ужасы войны, я видел, как погибают мои друзья, и знаю разницу между жизнью и смертью, будучи дважды тяжело раненным. Мне доводилось принимать тяжелые решения, и поэтому я понимаю важность мира гораздо лучше, чем другие политики, которые говорят о мире, но никогда не сталкивались с такими вещами. Но для меня мир - это безопасность для граждан Израиля. Не на короткий период времени, а на долгие годы.

- Как вы думаете, готовы ли арабские страны работать с правым правительством?

- Мы же не влезаем в вопросы внутренней политики арабских стран. Израиль - независимое государство, и никто не может предсказать, какое будет правительство. Но будет интересно вспомнить, что первое мирное соглашение с большой арабской страной, Египтом, подписало именно правое правительство во главе со Менахемом Бегином - пусть покоится с миром. Я был в этом правительстве. Подписание этого мира стало началом диалога с арабским миром. И я был одним из немногих, кто выступал за подписание мира. И я был среди тех, кто работал над сближением наших позиций с Иорданией. Я также занимался началом диалога с палестинцами в качестве министра иностранных дел. Все в Израиле нуждаются в мире. У левых нет монополии на мир.

Иерусалим

(Полные тексты интервью можно будет прочесть в следующем номере "Дипкурьера-НГ" 28.12.2000.)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1454
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1404
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1171
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1334

Другие новости