0
599
Газета В мире Интернет-версия

10.10.2000 00:00:00

Квасьневского оставили в бельведере

Тэги: Квасьневский, Польша


СКУЧНЫЕ выборы подтвердили скучные прогнозы о том, что их выиграет скучный президент. Если бы не эти шутки политических соперников Александра Квасьневского, о некоторых из которых в прошедшую субботу писала "НГ", нынешняя кампания по выборам президента многим полякам свела бы от скуки скулы. Ни ярких речей или идей, ни оригинальных ньюсмейкерских ходов, ни - в конце концов - свежих политических лиц. Наверное, поляки ни в чем подобном не нуждались, наевшись скандалов и недотеп на высоких постах в прежние годы. Приглаженный, приятный во всех отношениях, но уж больно ординарный и скучный Квасьневский, выпестованный в свое время компартией в лучших традициях былых времен, взял своих соотечественников рассудительностью, спокойными повадками и стремлением сглаживать противоречия государственной жизни. Если его предшественник Лех Валенса за пять лет своего правления не только развел правых и левых по разным углам политического ринга, но и не давал им сближаться на сходных общественных идеях, то Квасьневский, наоборот, сумел консолидировать и успокоить бурлившее население, направляя его устремления не на межпартийную борьбу, а на возрождение единой, целеустремленной нации, мечтающей о своем законном месте среде развитых государств Европы (читай: Западной).

Отсюда - тот триумфальный результат, которого Квасьневский добился на воскресных выборах, преодолев президентскую планку уже с первой попытки, поскольку собрал около 55% голосов. Теперь уже можно говорить о "десятилетии Квасьневского", вторая половина которого только начинается и с которой поляки связывают весьма значительные надежды.

Соперники старо-нового президента безнадежно отстали от него: экс-шеф МИДа Анджей Олеховский набрал чуть более 17,5% голосов, а руководитель ныне властвующей в парламенте и правительстве "Выборной акции "Солидарность" Мариан Кршаклевский не дотянул и до 15%. Попытавшийся вновь вскочить на бегу в уходивший поезд власти и славы Валенса застрял в отцепленном вагоне с нелепыми 0,8%. Никто - может быть, и он сам - так и не понял, зачем экс-президенту и легенде Польши понадобилось гоняться за представителями совершенно иного, более современного, более прагматичного и трезвого поколения политиков. Пора романтики во дворцах власти миновала даже в странах Центральной и Восточной Европы.

До сих пор Квасьневскому многие пеняют на коммунистическое происхождение. Действительно, он отработал свое и в ПОРП, и в польском комсомоле. Но он же сумел создать на их основе весьма либерально настроенную левоцентристскую партию, которая за четыре года пребывания у власти реформировала страну в большей мере, чем ее правые предшественники и преемники, а теперь наступает на мозоли премьеру Ежи Бузеку, уже упомянутому Мариану Кршаклевскому и их команде и - еще более вдохновившись после свежего успеха Квасьневского - намерена инициировать внеочередные парламентские выборы на полгода раньше срока, т.е. весной следующего года.

Следуя местным словесным шаблонам, мы употребили традиционные термины "правые" и "левые", но они в Польше не очень-то и соответствуют привычным понятиям. Левая ПДЛС вела в стране весьма радикальные рыночные реформы, а правящая ныне "Солидарность" в значительной мере состоит из вожаков профсоюзов, которые популистски тормозят необходимые преобразования. Отчасти подыгрывал им в последние годы и Квасьневский.

Зато там, где пахло дополнительными очками у избирателей и похвалами от западных коллег, Квасьневский победил всех. В первую очередь это касается вступления Польши в НАТО, что - помимо прочего - помогло приглушить извечные сетования поляков на потенциальную угрозу со стороны недалекого восточного гиганта-соседа.

Сразу после воскресной победы на выборах Квасьневский поставил перед собой новую цель: привести Польшу в Евросоюз. А она не столь уж беспроблемна, как могло бы показаться на первый взгляд. Многие необходимые реформы последнего периода правительство Бузека, как уже упоминалось, не сумело реализовать - или юридически, или на практике. Порой ставил министрам палки в колеса и Квасьневский, правда, отчасти неумышленно или по делу. Как бы там ни было, но Польша среди стран - кандидатов первой группы выглядит отнюдь не фаворитом, хотя в ее фаворитизме - в силу территориальных размеров, географического положения и людского потенциала - заинтересованы и ЕС, и соседи-соратники, поскольку из-за грехов и огрехов 40-миллионой Польши может быть отложен дальнейший этап расширения ЕС в целом.

Пока же Варшава проваливает в Брюсселе ряд важных экзаменов. Выплачивая в качестве отступного солидные средства рабочим закрывающихся угольных бассейнов и судоверфей - дабы не бастовали, и солидно дотируя свое страшно отсталое сельское хозяйство, власти живут одним сегодняшним днем, вновь и вновь откладывая на будущее, например, модернизацию телефонных сетей и автомагистралей, реформу в образовании и научной сфере. Брюссель же, подозревая, что Варшава хочет взвалить сии проблемы на его плечи - уже в качестве свежеиспеченного члена ЕС, - с каждым месяцем все яснее дает понять, что не намерен платить по ее векселям и готов отвести неспешно поспешающий польский поезд на запасной путь, дав "зеленый" другим соискателям на членство в Евросоюзе.

Прага


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
619
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1301
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1139
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2178

Другие новости