0
1710
Газета В мире Интернет-версия

19.09.2000 00:00:00

Противоракетная оборона - проблема глобальная

Тэги: ПРО, Иванов, ООН


НЕДАВНЕЕ выступление президента Владимира Путина на "Саммите тысячелетия" здесь же, в здании штаб-квартиры Организации Объединенных Наций, имело широкий резонанс, и речь Иванова во многом дополняет и расширяет уже сказанное главой Российского государства. Фактически она являет собой квинтэссенцию недавно принятой внешнеполитической концепции страны и вместе с тем представляет ее миру, другим участникам ООН таким образом, что она начинает интересовать практически каждого.

Это удалось во многом за счет стержневой идеи выступления - необходимости сохранения и укрепления стратегической стабильности. А потому акцент на важность Договора по ПРО является вполне логичным. И в этом смысле, как заявили "НГ" источники в российской делегации в Нью-Йорке, Москва ожидает, что результаты голосования по проекту резолюции в поддержку Договора по ПРО будут гораздо лучше прошлогодних, когда подобный документ на Генассамблее был принят 80 голосами, и лишь 4 страны - США, Израиль, Латвия и Микронезия - голосовали "против". Эти позитивные ожидания связаны с тем, что за год российской дипломатии удалось вывести проблему Договора по противоракетной обороне на международный уровень и создать неформальную коалицию государств, заявивших о своем неприятии американских планов по созданию национальной ПРО.

МНОГОГРАННОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Не только вопросы разоружения и противоракетной обороны составляют стратегическую стабильность как таковую. Игорь Иванов четко показал, что у стратегической стабильности есть несколько граней, несколько составляющих, фактически определяющих в комплексе движение человечества вперед, построение нового мирового сообщества в условиях глобализации. Теперь, по словам российского министра, "на смену стратегии выживания должна прийти стратегия устойчивого развития и процветания человечества". В основе этой стратегии - признание неделимости международной безопасности, использование современных научных и технических достижений во благо всего международного сообщества, последовательное сближение уровней развития различных государств. "Добиться реализации этих масштабных целей, - заявил Иванов, - можно только в условиях сохранения и укрепления стратегической стабильности в самом широком смысле этого понятия".

Игорь Иванов конкретизировал его как нельзя лучше, постарался сделать понятным для государств с различными интересами и приоритетами. Стратегическая стабильность - это и "дальнейшее поступательное развитие разоруженческого процесса, предотвращение расползания оружия массового уничтожения"; и "обеспечение международной информационной безопасности, противодействие использованию достижений научно-технической революции в целях, не совместимых с всеобщим прогрессом"; и "укрепление мира и безопасности на всех континентах, урегулирование существующих и недопущение появления новых конфликтов"; и "безопасность и спокойствие гражданского общества и личности", которые можно обеспечить лишь совместными усилиями в борьбе против агрессивного сепаратизма, религиозного экстремизма, международного терроризма, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия; и "повсеместное обеспечение прав и свобод личности"; и укрепление материального фундамента развития человечества, "формирование механизма коллективного демократического управления международными валютно-финансовыми и торгово-экономическими системами", которые должны стать более рациональными и справедливыми, нацеленными на борьбу с бедностью и слаборазвитостью"; и "сохранение чистой и здоровой окружающей среды".

И гарантом такой всеохватывающей стратегической стабильности, по мнению России, "призвана стать Организация Объединенных Наций - уникальный во всех отношениях универсальный форум, доказавший на практике свою центральную роль в регулировании международных отношений".

Похоже, что к термину "многополярность" в российском списке приоритетов при построении мироустройства в XXI веке прибавился еще один - "стратегическая стабильность". И это понятие, как показало выступление Иванова, имеет четкую структуру и вполне конкретное наполнение.

КАК ПРОДЛИТЬ ПРОЦЕСС РАЗОРУЖЕНИЯ

Помимо глобальных стратегических идей российский министр вновь напомнил и о тех международных проблемах, которые беспокоят Россию. Говоря о процессах разоружения, министр заявил о необходимости скорейшего вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. "Ратифицировав этот договор, мы призываем поступить так же тех, кто этого пока не сделал", - сказал Иванов. И этот упрек главным образом направлен в адрес Соединенных Штатов, проваливших ратификацию ДВЗЯИ в сенате. И, естественно, в адрес тех стран, которые еще вообще не присоединились к договору, и противостояние которых при наличии у них ядерного оружия вызывает постоянное беспокойство международного сообщества. Речь идет об Индии и Пакистане.

Похоже, регулярное обращение России и других стран к теме ДВЗЯИ дает плоды. На встрече с премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпайи в конце прошлой недели вице-президент США Альберт Гор призвал Дели подписать этот договор, одновременно пообещав, что в случае своего избрания президентом он первым делом вновь поставит в сенате вопрос о необходимости ратификации ДВЗЯИ.

Проблема другого, возможно, еще более важного с точки зрения российских интересов Договора по ПРО также нашла отражение в выступлении Иванова. Несмотря на то что известное заявление Клинтона об отсрочке решения по созданию национальной системы ПРО снизило напряженность в отношениях Москвы и Вашингтона, принципиального отказа США от этих планов не прозвучало. И это продолжает беспокоить Россию, в принципе настроенную на продолжение разоруженческих процессов. "Мы ожидаем, что США вслед за Россией завершат процесс ратификации Договора СНВ-2, что позволит ввести его в действие", - сказал министр. Москва готова "продолжать процесс ядерного разоружения, продвигаться к заключению Договора СНВ-3 с еще более низким предельным суммарным уровнем ядерных боезарядов - до 1500 единиц. Но это возможно только при незыблемости Договора по противоракетной обороне 1972 года. Его сохранение - ключевой элемент глобальной стабильности, мощный заслон на пути гонки ядерных и ракетных вооружений, а также других видов оружия массового уничтожения".

ПРОДОЛЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ИНИЦИАТИВ

Кстати, инициативы России на этой сессии Генассамблеи не завершатся предложением принять резолюцию в поддержку Договора по ПРО. Иванов заявил, что российская делегация также внесет на рассмотрение сессии проект резолюции "Достижение в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной информационной безопасности". Такая постановка вопроса позволяет России не отставать от лидеров глобализации. И важно, что в последнее время на различных уровнях, в том числе - президентском и министерском, Москва не забывает о первостепенности таких проблем, как информатизация и новые технологии - то, к чему раньше российское руководство относилось без внимания.

СУВЕРЕНИТЕТ И ПРАВА СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

Было сказано и о принципиальной позиции РФ, касающейся понятий суверенитета и территориальной целостности, ключевое значение которых оказалось под сомнением в результате натовской агрессии против Югославии. "Игнорирование этих принципов, равно как и военная интервенция в обход Совета Безопасности ООН, какими гуманитарными мотивами она ни прикрывалась бы, разрушают устои миропорядка, открывают дорогу произволу в международных делах".

Не была обойдена и больная для России тема соотечественников за рубежом. "К сожалению, сегодня, спустя 55 лет после великой Победы, рано говорить о полном искоренении бациллы национальной исключительности. Мы не можем примириться с положением, когда люди не имеют права пользоваться родным языком, лишаются гражданства, работы по этническому признаку, когда борцов с фашизмом бросают за решетку, а бывшие фашисты удостаиваются благосклонности властей. ОБСЕ, Совет Европы, верховный комиссар ООН по правам человека должны решительно реагировать на все такие проявления", - эти критические слова Иванова, даже несмотря на отсутствие ссылки на конкретное государство, явно относятся главным образом к властям Латвии, в которой до сих пор происходят те нарушения прав человека, о которых упомянул российский министр.

* * *

Обозначенными выше темами российский министр не ограничился в своей речи. Он говорил и о миротворчестве ООН, о необходимости борьбы с терроризмом, об укреплении универсального правового режима, о сотрудничестве в предотвращении техногенных катастроф. Выступление Иванова нашло почти мгновенный отклик среди делегатов Генассамблеи ООН. Вероятно, основной причиной столь пристального внимания стала его конкретность и обращение к проблемам, которые действительно волнуют всех - и богатые, и бедные страны, и лидеров, и тех, кто занимает вторые позиции.

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
870
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1541
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1374
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2580

Другие новости