0
1123
Газета В мире Интернет-версия

06.09.2000 00:00:00

Тринадцатая попытка мирного урегулирования

Алексей Андреев.

Об авторе: Алексей Андреев - научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: Сомали, Айдид, Африка, конфликт


За последние дни, похоже, появились надежды на реальное урегулирование одного из самых давних и кровавых этнополитических конфликтов в Африке - десятилетней гражданской войны в Сомали, приведшей к полному краху старой государственной системы этой страны и к развалу самого государства как такового. На минувшей неделе в соседней Республике Джибути прошла сессия Временного парламента Сомали. Делегаты от различных племенных объединений и выражающих их интересы политических группировок наконец-то смогли договориться и избрали президентом 58-летнего Абдикасима Салада Хасана, представителя хавийя - одного из основных кланов этнических сомалийцев. Еще в 1989 г., в эпоху правления генерала Сиада Барре хавийя провозгласили в эмиграции, в Риме, создание собственной политической партии - Объединенного сомалийского конгресса (ОСК). При этом хавийя были представлены как в оппозиции, так и в правящих кругах, причем сам Абдикасим сначала долгое время был министром информации, а затем стал министром внутренних дел (и одновременно первым вице-премьером) в правительстве Барре. Именно в этой должности он встретил штурм столицы страны Могадишо отрядами ОСК в 1991 г., вынудивший генерала Барре и его ближайших сподвижников бежать из страны. Последовавший вскоре раскол ОСК, инспирированный покойным ныне генералом Фарахом Айдидом, а также сепаратизм повстанцев Северного (бывшего Британского) Сомали привели к небывалой эскалации насилия. Причем лишь за первые пять лет войны (1991-1996 гг.) погибли около 400 тыс. сомалийцев. Северянам удалось отстоять свою независимость от центра в лице непризнанной мировым сообществом Республики Сомалилэнд. Новому президенту теперь придется определиться во взаимоотношениях с Севером. Он уже заявил, что не признает "ни Сомалилэнда, ни других "лэндов" на территории суверенного государства Сомали".

Ряд полевых командиров сразу объявили о непризнании избрания президента Временным парламентом. Бескомпромиссную позицию занял, в частности, Хусейн Айдид (сын Ф.Айдида), сам претендующий на президентское кресло. В день приезда Абдикасима в Могадишо Айдид находился в Йемене. Между тем йеменский президент Али Абдалла Салех взял на себя нелегкую миссию посредничества между Айдидом и Абдикасимом, справедливо полагая, что бесконечная сомалийская драма дестабилизирует ситуацию не только в Северо-Восточной Африке, но и в Юго-Западной Азии, взять хотя бы проблему сомалийских беженцев, общая численность которых давно перевалила за миллион. Ранее Салеху уже удалось установить нормальные взаимоотношения с руководителями Сомалилэнда, при этом он не раз отмечал, что последние остановили кровопролитие в контролируемых ими районах и начали там реальное возрождение экономической жизни.

Кроме того, существенные проблемы связаны еще с одним фактически независимым государственным образованием - "автономным районом Пунтлэнд", что на северо-западе страны, где господствует Демократический фронт спасения Сомали (ДФСС) во главе с полковником Абдаллой Юсуфом Ахмедом. Юсуф Ахмед ранее постоянно стремился свести счеты с Хусейном Айдидом. Эта вражда уходит корнями в первую половину 80-х годов, когда ДФСС в противостоянии режиму Сиада Барре стал политически и частично идеологически ориентироваться на "красного диктатора" Эфиопии Менгисту Хайле Мариама. Однако теперь старые враги объединяются против новой власти. Так что новому президенту в поисках путей национального примирения предстоит проявить недюжинные дипломатические способности. Тем более что в отличие от своего отца во внешнем мире Хусейн Айдид стремится заручиться поддержкой прежде всего США.

Примечательно, что в Могадишо Абдикасима Салада Хасана ждала восторженная встреча. Десятки тысяч жителей столицы сопровождали его машину через весь город, к Национальному стадиону. Многие желали пожать или поцеловать ему руки. "Защищать не богатых и сильных, а бедных и слабых", - под таким лозунгом состоялось его первое публичное выступление на родине в должности президента. Кстати, как сообщают иностранные наблюдатели, на Национальном стадионе нового лидера приветствовали около 120 000 человек, хотя сам стадион рассчитан на 60 000. И столько же сомалийцев собралось вокруг стадиона. То, как сомалийцы встречали бывшего министра внутренних дел, низложенного более 9 лет назад, авторитарного режима свидетельствует о том, что люди беконечно устали от многолетней кровавой смуты, что они хотят видеть на посту президента человека с репутацией твердого и волевого политика. Вообще можно говорить о возвращении к власти представителей старой политической элиты, имеющей солидное представительство во Временном парламенте. Абдикасим победил в 3-м раунде выборной сессии парламента и основным его соперником был бывший министр финансов в правительстве Барре. Конкуренты же, представлявшие тех, кто "спас" Сомали от военного авторитаризма (и одновременно обрек страну на длительное кровопролитие), в том числе уже создававший ранее собственное повстанческое "правительство" Али Махди, бесповоротно проиграли с разгромным счетом.

Последние события в Могадишо вызвали благоприятные отклики в Европе. По словам западных дипломатов, Евросоюз, вероятно, откроет банковские счета Сомали, замороженные 10 лет назад.

Избрание нового руководителя Сомали является 13-й попыткой мирного урегулирования внутриполитической ситуации в этой стране за последние 9 лет. Речь идет о самом выживании единой сомалийской нации. Большие надежды Абдикасим возлагает на внешний мир. 6 сентября он будет в Нью-Йорке и намерен принять участие в "саммите тысячелетия". Африканские государства одно за другим признают новое руководство Сомали. Равным образом это касается Организации Африканского Единства, Лиги арабских государств, ООН, чьи высокопоставленные представители заявили о признании итогов демократической процедуры избрания сомалийского президента. Оптимизм в деле разрешения сомалийского кризиса будет оправдан лишь в том случае, если все основные племенные объединения придут к пониманию бесперспективности силового решения этнополитических проблем, а новый президент сумеет преодолеть узкоклановый подход к вопросам государственного строительства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1036
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1680
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1522
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2867

Другие новости