0
812
Газета В мире Интернет-версия

31.08.2000 00:00:00

Министр СРЮ по делам беженцев Борислава Морина: агрессия НАТО, выступавшей под флагом гуманизма, лишила крова тысячи людей

Тэги: косово, югославия


косово, югославия

- ГОСПОЖА министр, как известно, ситуация с беженцами в Югославии сегодня весьма плачевна. Я имею в виду прежде всего ситуацию, связанную с постоянным исходом сербов из Косово, утратой ими своих домов, потерей близких, лишением средств к существованию и вообще нарушением привычного уклада жизни. Каково положение вещей на данный момент и в чем вы видите главную задачу сегодня?

- Я уже восьмой год возглавляю Комиссариат по беженцам Республики Сербия и второй год - Союзный комиссариат по беженцам. Министерство было создано во время войны. Это было вызвано насущной необходимостью, так как после войны в Хорватии и последующих войн число беженцев превышало миллион человек. Так вот, основная проблема сегодня - это нехватка жилья для обездоленных. Жилья, в котором были бы минимальные условия для жизни, такие, как вода, кровати. Особенно остро проблема беженцев возникла уже в 1991 году, и с самого начала встал вопрос их пропитания и лечения, так как большинство беженцев имели проблемы со здоровьем, многие страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями. Не хватает лекарств. Надо отметить, что во время агрессии НАТО уничтожен целый ряд объектов, имевших значение для работы с беженцами. Это больницы, образовательные учреждения. Комиссариат по беженцам был в списке гражданских объектов, по которым наносила удары натовская авиация... Еще больше решение проблемы осложнили санкции, введенные против Югославии.

Так выглядит официальный ответ на ваш вопрос. Но как мать троих детей и вдова я вдобавок могу сказать еще кое-что. По происхождению я косовская сербка, и все события в Косово я переживаю как личную трагедию. Многие мои друзья остались без средств к существованию и без какой-либо помощи со стороны международных гуманитарных организаций. Тем более что мой покойный супруг был албанцем. Поэтому я прекрасно понимаю, что все причины, приведенные НАТО в качестве формального повода для агрессии, были ложными. Албанцам в Косово никогда никто не угрожал. Тем более что албанская община в Косово всегда была очень богатой. Если бы какая-то агрессия по отношению к ним имела место, как мать албанских детей я бы первая подняла голос в знак протеста. В течение 50 лет Югославия делала все возможное для того, чтобы албанцы могли жить в Косово. Там строились школы, библиотеки (кстати, в Приштине находилась самая богатая на Балканах библиотека), спортивные центры, кинотеатры и так далее. Все это сейчас разрушено.

- О каком числе беженцев сегодня идет речь? Сколько из них уже получили кров?

- 350 тысяч сербов ушли из Косово. Часть из них размещена в Черногории, но основная часть - в центральной части Сербии. Некоторые приютились у родственников, которые в течение 5-10 лет покидали Косово, уже тогда чувствуя дискриминацию. Но в основном мы размещаем беженцев в специальных центрах, которых 800 в самой Сербии. Там о них полностью заботится государство и в чем-то гуманитарные организации.

- Есть ли у вашего ведомства какое-то сотрудничество с Комиссариатом ООН по беженцам в Косово? Вы как-то взаимодействуете, контактируете?

- В течение восьми лет мы сотрудничаем с международным Комиссариатом по беженцам, правда, иногда возникают недоразумения. Мы прекрасно сознаем, что нуждаемся в их помощи. Но, принимая гуманитарную помощь, мы стараемся не допустить никакого влияния со стороны международных организаций, которые зачастую переоценивают свои полномочия, пытаясь как-то повлиять на политическую ситуацию в стране, как это, например, происходит в Косово, где ООН без согласия руководства страны собирается провести выборы.

- В чем реальная помощь со стороны ООН?

- Существует три группы программ. Первая - финансирование центров по размещению беженцев, вторая - социальное устройство беженцев, которые выразили желание остаться в Сербии. И третья группа программ предусматривает репатриацию тех беженцев, которые хотят вернуться в республики, где проживали раньше, например в Боснию или Хорватию.

- Как может повлиять на ситуацию в Косово возврат, насильственная репатриация косовских албанцев европейскими странами, которые в массовом порядке высылают их из своих стран, жалуясь на колоссальный рост преступности? Ведь это порядка 200 тысяч человек...

- Во-первых, этих людей нельзя назвать беженцами, так как в течение последних 30 лет под видом беженцев они уезжали за границу на заработки. Другое дело, что весной прошлого года многие албанцы покинули Косово, будучи заранее осведомленными о начале бомбардировок НАТО. Они уходили на расстояние 30-40 километров от своих домов, а после окончания войны вернулись обратно. Большинство же албанцев, находящихся за границей, вообще не хотят возвращаться в Косово. Собственно беженцев было не миллион, как утверждала верховный комиссар ООН по делам беженцев Садако Огата, а, как был вынужден признать администратор ООН в Косово Бернар Кушнер, не больше 400 тысяч - практически столько же, сколько и сербов.

- Можно ли говорить о возможности возвращения сербских беженцев в Косово? Если да, то это вопрос какого времени и как это соотносится с намеченными ООН на конец октября выборами в Косово?

- Прежде всего необходимо отметить превышение господином Кушнером своих полномочий, так как резолюцией 1244 никаких выборов не предусмотрено. Россия и Китай должны воспользоваться своим голосом, для того чтобы запретить ему проведение этих выборов, так как это не соотносится с решением мирового сообщества. Что касается возвращения сербов в Косово, то 90% сербских беженцев выразили желание возвратиться туда. Но для этого им необходимо обеспечить условия. Миссия ООН была призвана в край, чтобы во-первых, обеспечить многонациональность Косово, где проживало около 20 различных национальных групп, а во-вторых, бороться с терроризмом, который, являясь мировой проблемой, сегодня царит и в Косово. Кстати, албанское население составляло не 90%, как утверждали сторонники агрессии против Югославии, а около 60%. Сейчас там зарегистрированы около 400 тысяч албанцев, с другой стороны - 350 тысяч беженцев неалбанской национальности, в том числе 100 тысяч цыган, 50 тысяч турок, иных мусульман, горанцев и представителей других национальных меньшинств. Поэтому трудно поверить в фальсификацию, представленную мировому сообществу, в результате которой погибли более 2 тысяч мирных жителей, 6 тысяч тяжело ранены.

Белград-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1256
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
884
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
429
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
596

Другие новости