ИТОГИ состоявшейся 12 июля коллегии Минобороны оцениваются в прессе в основном с точки зрения внутренней политической жизни России. Между тем представляет интерес свободный от политической конъюнктуры анализ последствий реализации идей, высказанных на коллегии начальником Генштаба ВС РФ генералом армии Анатолием Квашниным.
БЫСТРО - НЕ ВСЕГДА ХОРОШО
Проблема заключается не в том, надо ли упразднять РВСН как вид Вооруженных сил. Это лишь один частный пункт разногласий министра обороны и его первого заместителя - начальника Генштаба. Более того, первым на возможность передачи РВСН Военно-воздушным силам указал в ответе на вопрос корреспондента "НГ" как раз Игорь Сергеев. Произошло это еще 21 марта 1998 г. (см. "НВО" # 12 за 1998 г.).
Заметим, что и многие другие тезисы "доктрины Квашнина" не являются чем-то принципиально новым. Предложения увеличить численность сил общего назначения (СОН) и расходы на них за счет СЯС уже реализуются (например, доля ядерных сил в военном бюджете снизилась с 18% в 1999 г. до 15% в 2000). Потолок в 1500 боеголовок признан (при благоприятном развитии событий в мире) наиболее выгодным вариантом для российских СЯС. Пожалуй, лишь тезис о том, что в РВСН должно остаться 150 ракет и две дивизии является абсолютно новым.
Существо различий между "сергеевским" (тщательно просчитанным и утвержденным на самом высоком уровне, в том числе и при ратификации СНВ-2) и "квашнинским" вариантом развития СЯС заключается всего в двух моментах, но именно они и являются ключевыми. Во-первых, принятая программа сокращений СНВ рассчитана на период до 2006-2008 гг., а начальник Генштаба предлагает провести ее в пожарном порядке до 2003 г.
Во-вторых, сокращения ядерных вооружений до уровня 2500-3000 боеголовок Россия оговаривает вступлением в силу Договора СНВ-2 и неукоснительным выполнением Договора по ПРО. Более глубокие сокращения (до 1500 боезарядов) обусловлены реальным прогрессом на переговорах СНВ-3 и подключением к процессу сокращения стратегических вооружений Великобритании, Франции и Китая.
Причем речь идет не о важном, но частном с государственной точки зрения вопросе о судьбе СЯС. Позиция по сокращению вооружений встроена в международную политику России, более того, представляет собой ее важную, если не важнейшую часть (во всяком случае, когда речь идет об отношениях с сильнейшими державами планеты). Можно сколько угодно сожалеть о том, что Запад считается с нами, лишь потому что боится, но пока это именно так. "Доктрина Квашнина", в соответствии с которой сокращения носят скорый и безусловный характер, лишает Россию опоры на реальную силу, ничего не предлагая взамен.
Реализация предложений Квашнина практически устраняет существующий задел для торга с США по вопросу СНВ-3 и ПРО. Все, чем мы могли бы поступиться в обмен на сокращение вооружений (или другие уступки, например, финансовые), отдается просто так. Неизбежное следствие: Вашингтон (да и Лондон, Париж и Пекин) в развитии своих вооружений и в разоруженческой политике будут руководствоваться своими собственными соображениями.
СОКРАЩАЕМСЯ, ВООРУЖАЯСЬ
Рассмотрим, как отразятся предложения начальника Генштаба (в случае их реализации) на российских СЯС. Ныне в них насчитывается 750 МБР (примерно 3500 боеголовок), 23 (по другим данным - 21) ПЛАРБ (свыше 1500 боеголовок) и 86 стратегических бомбардировщиков (до 800 боезарядов).
По прогнозам экспертов, уже в ближайшие годы число боеголовок морских СЯС может снизиться до 450-500 (лодки проектов 667Б и 667БДР стремительно стареют, а на тяжелых "Тайфунах" завершается срок службы ракет). Известный специалист в области СЯС Владимир Белоус полагает, что 2003 г. РФ будет иметь 20-30 стратегических бомбардировщиков, несущих не более 250-300 боезарядов. Состоявшаяся переброска Ту-160 и Ту-95МС может увеличить это количество до 400-450. Таким образом, если реализовать предложения генерала армии Квашнина по сокращению РВСН, то общее число боеголовок в российских СЯС составит 1000-1100.
Видимо, для достижения уровня в 1500 боезарядов Квашнин полагает возможным наращивание числа боеголовок на ПЛАРБ и ракет на бомбардировщиках. Иначе говоря, для экономии средств необходимо уничтожить существующие ракеты РВСН и построить новые для других компонентов СЯС. Откуда же возьмутся средства на силы общего назначения?
Если посмотреть на дело с другой стороны, планы радикального сокращения МБР представляют собой форсированный переход к американской структуре СЯС, которая хорошо соответствует геополитическому и экономическому положению Америки, но не России. Напомним, что слом структуры российских стратегических сил, опирающихся прежде всего на МБР, составлял в последние 30 лет сверхзадачу Вашингтона на разоруженческих переговорах с Москвой.
РАЗОРИТЕЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ
Выполнение Договора СНВ-1 показало, что в нем были избраны темпы ликвидации МБР, превышающие реальные экономические возможности России. По оценке экспертов, мощностей двух баз ликвидации МБР (Пибаньшур и Суроватиха) будет недостаточно для утилизации сокращаемых ракет. Уже сейчас не хватает спецхранилищ для токсичных и агрессивных компонентов топлива. Некоторые специалисты указывают и на недостаток площадей для размещения ядерных боезарядов. Напомним, что форсирование снятия боеголовок с ракет чуть не привело к новому Чернобылю в спецхранилищах на Украине.
Можно оценить и незапланированные расходы, которые повлечет за собой ускоренное разоружение. Практически все существующие МБР планируется снять с боевого дежурства к 2006-2008 г. Темп ликвидации составит примерно 100 ракет в год. Специалисты Московского института теплотехники и НПО машиностроения считают, что сроки снятия ракет можно удлинить за счет продления ресурса РТ-2ПМ "Тополь" и УР-100НУ, созданных этими фирмами. Часть МБР планируется переоборудовать в космические носители. Таким образом, реально необходимо будет уничтожать немногим более 50 МБР в год. Концепция начальника Генштаба предусматривает одномоментное повышение этих темпов (а значит, и мощностей промышленности) в четыре раза.
Эксперты считают, что ликвидация одной МБР с шахтой обходится примерно в 150-200 тыс. долл. Дополнительные (на период до 2003 г.) суммарные расходы на уничтожение 500 ракет составят как минимум 75-100 млн. долл. А суммарные затраты на реализацию предложений начальника Генштаба, по оценке экспертов главкомата РВСН, превысят на ближайшие 3 года астрономическую сумму в 15 млрд. руб. Это начисто лишает всяческих надежд на "выделение дополнительных средств на силы общего назначения".