0
1108
Газета В мире Интернет-версия

29.06.2000 00:00:00

За приднестровские аресты придется ответить

Тэги: Лоренц, Чехия


СПУСТЯ десятилетие после смены политического климата в странах Центральной и Восточной Европы последний руководитель органов безопасности Чехословакии 61-летний Алоиз Лоренц отправляется под суд. Следствие по его делу только что завершилось в Братиславе. Лоренц в свое время был человеком влиятельным и неординарным, считался "своим" и среди верхушки КПЧ, и в Кремле, и, естественно, на Лубянке. Даже бывшие диссиденты признают, что он был одним из талантливейших людей в социалистической Чехословакии. Лоренц закончил два серьезных вуза, изобрел множество хитрых технических поделок, включая шифровальные системы для армий стран - членов ОВД. Он начитан и эрудирован. "Это супермозг", - так отозвался о бывшем шефе ГБ первый главный военный прокурор уже постсоциалистической Чехословакии Мирослав Кржиженецкий.

Именно при Лоренце был запущен механизм превентивных арестов недругов тогдашнего режима, что сейчас ему главным образом и вменяется в вину. Во второй половине 80-х годов, в расцвет горбачевской перестройки, когда руководство большинства соцстран металось в поисках новых методов поведения, а то и просто выживания, уже "немодно" было устраивать громкие процессы над диссидентами и отправлять их на длительные сроки в кутузку. Поэтому местные гэбэшники наловчились как бы "временно изымать" их из общественной жизни. Их препровождали за решетку без суда и следствия, всего на пару дней. Так ГБ поступала накануне, например, Дня прав человека. То же самое повторялось в канун визитов высоких гостей с Запада.

Накануне "бархатной революции", т.е. в ноябре 1989 года, возглавляемые Лоренцом органы госбезопасности провели операцию, ныне тоже инкриминируемую их шефу. В прямом смысле слова были пущены на ветер десятки тонн секретных материалов весьма взрывоопасных дел очень многих деятелей, причем не только чешских и словацких. Бумаги сжигались чаще всего в полях под Прагой, поскольку предназначенные для этого спецпечи просто не могли переварить такие объемы. Особо важные материалы в спешном порядке переснимались на микропленки. Здесь предполагается, что ныне они хранятся в архивах СВР в Ясенево.

Впервые за Алоиза Лоренца попытались взяться еще в начале 90-х годов. Свыше трехсот свидетелей дали тогда показания о преступных деяниях бывших гэбэшников. Более 20 тысяч страниц составили тома уголовного дела Лоренца. Но... наступил январь 1993-го, Чехия и Словакия стали самостоятельными государствами. Словак Лоренц поспешил принять гражданство Словакии и вскоре перебрался туда на постоянное жительство. Вслед за ним и все собранные военным судом в чешском городе Таборе материалы перекочевали "на реализацию" в Братиславу. Ну, а там "дело Лоренца" стало удивительным образом "распадаться". Через какое-то время в столице Словакии было объявлено о полном прекращении следствия. Общественность даже не проинформировали о мотивах этого решения, но они все-таки вышли на поверхность. Знающие люди рассказали о том, как без лишней огласки, но достаточно регулярно бывший главный гэбэшник федерации стал являться в Дом правительства Словакии, прямиком в кабинет премьера Владимира Мечьяра.

Впрочем, теперь Лоренцу избежать суда, похоже, уже не удастся. Это подтвердил и главный военный прокурор Словакии Доброслав Трнка. Возобновленное вскоре после того, как Мечьяра в октябре 1998 года сменили у власти демократически настроенные политики, следствие по делу Алоиза Лоренца теперь завершилось. Активную помощь словацким коллегам оказали сотрудники чешских органов правосудия. Согласно здешним законам давние, но не забытые "проступки" Лоренца - прежде всего превентивные аресты диссидентов - теоретически "тянут" аж на 10 лет заключения. Однако специалисты полагают, что судьи скорее всего пролонгируют восьмилетней давности решение коллег из Табора, определивших Лоренцу наказание в виде четырех лет тюрьмы.

Сам "виновник торжества" настроен весьма оптимистично. Журналистам Лоренц сообщил, что он якобы заинтересован в предстоящем судебном процессе и ему есть что на нем рассказать.

Прага


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1075
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
532
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
468
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
598

Другие новости