Чтобы объяснить российским депутатам безопасность для России национальной ПРО США, Билл Клинтон был готов даже постоять в очереди к трибуне Госдумы. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ встреча в верхах, как и ожидалось, не принесла никаких эпохальных решений. По крайней мере главное противоречие в отношениях Москвы и Вашингтона - вопрос о противоракетной обороне и дальнейшей судьбе Договора по ПРО 1972 года - так и осталось неразрешенным. Вместе с тем президенты смогли показать, что конфронтация им совсем не нужна и у них есть стремление развивать нормальные государственные отношения. Позитива на встрече хватало, однако даже только одна проблема - разногласия по ПРО - может затмить собой все достижения российско-американского диалога последних лет. Пока этого не случилось, но случиться может очень скоро. И в этом смысле нынешний саммит мало что изменил в данной печальной тенденции.
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ОСТАЛАСЬ НЕРЕШЕННОЙ
Президенты подписали документы, которые не решили главных проблем между Америкой и Россией. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
Собственно, от Путина и Клинтона и не ожидали в этой сфере никаких сенсаций. Тем не менее президенты постарались сделать все, чтобы эта крайне серьезная проблема не стала основой для начала нового витка конфронтации. По крайней мере видимость стремления двух стран разрешить главное противоречие была создана. И не только теплыми словами, сказанными главами государств в адрес друг друга, но и специальным документом саммита, посвященным вопросам именно стратегической стабильности, проблематике разоружения, сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ) и ПРО. Безусловно, Совместное заявление президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки о принципах стратегической стабильности официальными лицами обеих стран преподносится как важнейший документ, свидетельствующий о намерениях решить все проблемы двусторонних отношений. Но даже беглое прочтение этого документа позволяет понять: заявление является дидактическим примером компромисса, никого ни к чему не обязывающего, сочетающего в себе принципиальные - порой взаимоисключающие - позиции сторон, удовлетворяющего и Москву и Вашингтон, позволяющего и той и другой стороне считать документ своей маленькой победой и одновременно демонстрирующего высокую степень доверия и отличный уровень отношений. В принципе главный смысл заявления - в подтверждении положений Договора по противоракетной обороне 1972 года (многие пункты содержат прямой отсыл к положениям Договора по ПРО либо подтверждают то, в чем никто и не сомневается). Основная задача - показать, что новый виток конфронтации еще не начался.
Вместе с тем этот документ при всей его символической важности не меняет практически ничего по сути. Пройдемся по основным позициям сторон и положениям Совместного заявления. Итак, основа позиции России: Договор по ПРО - база глобальной безопасности, а потому его слом означает крах всей системы, которая сдерживала две ядерные державы от начала конфликта и позволяла вести процесс ограничения и сокращения атомных арсеналов. Читаем пункт 5 Совместного заявления: "Они (президенты. - Д.Г.) согласны в том, что Договор по ПРО вносит существенный вклад в дело сокращений стратегических наступательных сил, и подтверждают свою приверженность этому договору как краеугольному камню стратегической стабильности".
Дальше. Основа позиции США, настаивающих на необходимости развертывания национальной системы ПРО, запрещенной Договором 1972 года, - за почти три десятилетия изменились условия, возникли новые угрозы, связанные с тем, что из-за распространения технологий такие страны, как КНДР и Иран, получили возможность создавать ядерное оружие и представлять опасность для тех же США. Пожалуйста, в документе, в следующем же, 6-м пункте содержится и такое положение: "Они (президенты. - Д.Г.) согласны, что международное сообщество стоит перед лицом опасной и растущей угрозы распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, включая ракеты и ракетные технологии, и подчеркивают свое стремление повернуть вспять такой процесс, в том числе используя имеющиеся и возможные новые международные правовые механизмы. Они согласны с тем, что эта новая угроза представляет собой потенциально значительное изменение в стратегической ситуации и в области международной безопасности".
Пункт седьмой - чисто российский аргумент. Пункт восьмой - чисто американский. И так далее - пункты друг за другом, либо части одного пункта содержат в себе одновременно и аргументы Москвы, и аргументы Вашингтона. (С текстом Совместного заявления можно ознакомиться на стр. 6.)
Президенты прекрасно понимают парадокс ситуации, но вынуждены довольствоваться малым. В любом случае при непримиримости позиций сторон по вопросу ПРО это максимум возможного. Как говорят российские дипломаты, сам характер Договора по ПРО и его значение для безопасности России и глобальной стабильности в целом не позволяют говорить о компромиссе, движении навстречу друг другу. Остается лишь радоваться по поводу того, что диалог на эту тему ведется очень откровенно.
В то же время весьма важно, что Клинтон заявил в Москве о нежелании американского руководства выходить из Договора по ПРО. "Я не хотел бы, - заявил на совместной пресс-конференции американский президент, - чтобы мы, Соединенные Штаты, вышли из режима Договора по ПРО, потому что он способствует более стабильному положению дел в мире". Но тут же добавил: "Все мы понимаем, что условия могут измениться и могут появиться новые угрозы в том контексте, который не касается непосредственно России и США. Мы должны быть готовы к угрозам, и нужно разногласия устранить. Я в это верю".
Путин был согласен лишь в той части, которая касалась оптимизма оценок перспективы диалога по проблеме ПРО. По сути, он вновь подтвердил, что Москва не приемлет создания национальной системы противоракетной обороны США. "Мы против того, чтобы лекарство было хуже, чем сама болезнь. Но мы понимаем, что есть база, на которой мы можем решать даже этот, казалось бы, весьма сложный и чувствительный вопрос", - заявил президент России.
ДАЛЬНЕЙШИЕ СОКРАЩЕНИЯ ЯДЕРНЫХ АРСЕНАЛОВ
В связке с проблематикой ПРО рассматривался и вопрос о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений в рамках Договора СНВ-3. Как известно, на встрече президентов Клинтона и Ельцина в Хельсинки в марте 1997 года были согласованы параметры Договора СНВ-3: сокращение с обеих сторон ядерных арсеналов до 2-2,5 тыс. боеголовок. Недавно Россия предложила еще более радикальные сокращения - до 1,5 тыс. Американцы, стараясь использовать любые средства, лишь бы добиться уступок от Москвы по изменению Договора по ПРО, намекали на возможность своего согласия с этим предложением. Однако, как выяснилось по итогам встречи в верхах, Вашингтон на самом деле не намерен идти по пути дальнейших сокращений СНВ. Отвечая на вопрос корреспондента "НГ", Билл Клинтон заявил, что США пока не готовы заявить о согласии понизить уровень стратегических наступательных вооружений до 1,5 тыс. боеголовок. "Мы ранее согласились снизить этот уровень до 2,5 тысячи. Если мы спустимся ниже данного уровня, то это потребует изменения наших стратегических планов", - подчеркнул президент Соединенных Штатов. И сразу же перевел разговор на нужную ему тему - укрепление противоракетной обороны США: в принципе Вашингтон мог бы согласиться на дальнейшие сокращения, но лишь в том случае, если США одновременно "смогут защитить себя от новых угроз, которые считают реальными".
Примечательно, что Владимир Путин тоже заговорил о "новых угрозах". С одной стороны, только так можно убедить американцев в искренности своих предложений по снятию этих "угроз" альтернативными методами (Россия предлагает создание глобальной системы контроля за распространением ракет и ракетных технологий и сотрудничество в разрешенной нестратегической ПРО). С другой стороны, использование американской терминологии, в частности выражения "новые угрозы", будет на Западе мгновенно интерпретировано как согласие России с американскими аргументами о реальности угрозы ядерного нападения на США, скажем, КНДР или Ирана. Хотя на консультациях - на экспертном уровне - российская сторона постоянно говорит американской о надуманности аргумента об "угрозе" со стороны этих стран. Конечно, Путин не называл эти государства, да и Клинтон избежал их прямого упоминания, но тем не менее западные комментаторы уже обратили внимание на сближение позиций по поводу этих самых "угроз".
Кстати, Клинтон, выступая в эфире радиостанции "Эхо Москвы", фактически отверг российское предложение о сотрудничестве в сфере нестратегической ПРО. По его словам, совместная система ПРО России и США потребует десятилетней разработки, в то время как ядерная угроза США, считает Клинтон, может возникнуть уже через пять лет.
Несмотря на неразрешенность главной проблемы, стороны доказали, что есть даже в этой сфере стратегической стабильности поле для сотрудничества. Крайне важным стало подписание президентами Меморандума о договоренности между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках ракет. Клинтон расценил эту договоренность как уникальную: "это первый постоянно действующий американо-российский военный центр".
Кроме того, подписано совместное заявление, предусматривающее уничтожение каждой из сторон 34 тонн оружейного плутония.
НЕ ТОЛЬКО ЯДЕРНАЯ ТЕМАТИКА
Достаточно много Владимир Путин и Билл Клинтон говорили и об экономическом сотрудничестве. Американский президент, по его словам, вдохновлен планами Путина: "Я надеюсь, что Россия будет выполнять реформы для закрепления достигнутых результатов. Необходимо продвижение налоговой реформы, принятие законодательства против отмывания денег и по защите прав собственности". Весьма важными представляются слова Клинтона о том, что в России создаются "хорошие возможности для инвестиций и для возвращения денег, которые россияне вывезли за рубеж". В ближайшее время в Москву прибудет делегация бизнесменов, которые определят, что уже сделано в этой сфере.
Путин, со своей стороны, пообещал, что РФ "не только намерена дальше проводить рыночные преобразования, но и действовать самым решительным образом практически". "Я имею в виду продвижение Налогового кодекса и продвижение соглашения о разделе продукции, - уточнил он. - У нас есть некоторые вопросы, которые мы не смогли урегулировать с Госдумой, но эти вопросы носят скорее всего технический характер. И мы вместе с депутатами будем дальше работать над принятием этих законов".
Чеченская тема, судя по всему, не заняла много времени в беседах президентов. Клинтон вновь заявил о необходимости поиска политического решения проблемы и расследования всех фактов нарушения прав человека. С этим, собственно, никто никогда не спорил, так что заострять внимание на данном вопросе главы государств не стали.
А вот проблему свободы прессы в связи с недавними инцидентами в помещениях холдинга "Медиа-МОСТ" Клинтон поднял, хотя и обмолвился об этом мельком.
ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТОВ
Клинтон и Путин старались демонстрировать друг другу высшую степень уважения. Лестных слов было сказано не так много, но не так уж и мало. Хотя - и это особо отметили западные наблюдатели - не было никаких намеков на личную дружбу. "Друг Билл" и "друг Владимир" - эти слова не звучали на саммите.
Путин назвал своего визави "очень удобным и приятным партнером по переговорам". Этим, кстати, он может вызвать волну критики в адрес Клинтона со стороны республиканцев, многие из которых выражали крайнюю степень недовольства хотя бы тем, что администрация нынешнего президента США ведет какие-то беседы с русскими по ПРО. Однако сегодня Россия все еще имеет дело с Клинтоном, и не отмечать имеющегося позитива было бы неверно. "Я думаю, что если все будут поступать так, как это делал до сих пор Клинтон, а именно: не искать тупиков, а искать пути, по которым можно двигаться вперед, - то нас ждет успех в будущем в отношениях с США", - считает Путин.
Клинтон ответил взаимностью. "Я думаю, что он человек, способный создать сильную Россию при свободе и плюрализме на первом месте, - сказал он о Путине. - Это сложная задача, но он способен с ней справиться полностью. Я хотел бы использовать остающееся мне время как президенту не только для того, чтобы продвигать далее интересы США, но и чтобы создать стабильные отношения с сильной и процветающей Россией, свободной Россией, уважающей плюрализм и правопорядок. И я думаю, что он (Путин. - Д.Г.) способен добиться этой цели".
Интересно, что Клинтон поделился своим пониманием преемственности власти в России. (Хотя сейчас этот вопрос более остро стоит в США, и российский президент тоже говорил о заинтересованности Москвы в сотрудничестве с преемником Клинтона, "кем бы он ни был".) "Президент Ельцин, - напомнил американский президент, - привел Россию к свободе. Под руководством президента Путина Россия имеет возможность добиться процветания, сохранив эту свободу".
Это упоминание о первом президенте России не было единственным примером выражения уважения к Ельцину. Перед отлетом из Москвы Клинтон специально встретился с Борисом Ельциным в его резиденции "Горки-9". И это мероприятие было последним в программе визита президента Клинтона в Москву. Теперь до истечения сроков его президентских полномочий Путин и Клинтон будут, конечно, еще встречаться, но уже не на российской земле. До конца года главы государств договорились о контактах на саммите "восьмерки" на Окинаве, во время "Саммита тысячелетия" в Нью-Йорке и на встрече в верхах государств АТЭС в Брунее.