0
11973
Газета В мире Интернет-версия

26.05.2000 00:00:00

Черный Гитлер в Африке

Яков Этингер

Об авторе: Яков Яковлевич Этингер - доктор исторических наук, профессор, почетный член семи зарубежных академий.

Тэги: Африка, Гаубер, Зимбабве


Президент Зимбабве Роберт Мугабе организовал в стране систему преследования всех оппозиционеров, особенно с белым цветом кожи.
Фото АФП/ДПА

УЖЕ В ТЕЧЕНИЕ нескольких месяцев газеты многих стран мира пестрят заголовками: "Черный расизм в Африке", "Толпы черных африканцев громят белых фермеров", "В Черной Африке появился свой черный Гитлер", "Террор против белых в Зимбабве". Эта расистская вакханалия началась несколько месяцев назад, когда на протяжении почти двух десятилетий партия Африканский подпольный союз Зимбабве - Патриотический фронт (ЗАНЦ-ПФ) потерпела сенсационное поражение на февральском референдуме по проекту новой Конституции, который предусматривал предоставление президенту Зимбабве Роберту Мугабе дополнительных полномочий: он наделяется правом распускать парламент, назначать и снимать премьер-министра, объявлять чрезвычайное положение. Казалось бы, ничего необычного в этом проекте не было - такая практика существует во многих странах. Гораздо большее значение имел пункт "без выплаты компенсации", что открывало путь к переделу земель белых фермеров - основных производителей сельскохозяйственной продукции в стране. Вскоре в Зимбабве начались погромы и грабежи белого населения, разгром ферм белых поселенцев. Несколько тысяч хозяйств, принадлежавших этим поселенцам, были захвачены черными экстремистами, которыми, безусловно, кто-то руководил. Сотни белых были жестоко избиты, многие погибли. Нельзя не подчеркнуть, что примерно 70 тысяч белых не вмешивались в политическую жизнь страны, оказавшись фактически заложниками черного большинства. Во главе расправ с белыми был председатель ассоциации ветеранов освободительной борьбы Ченджеран Хунзви по прозвищу Гитлер. О последнем Хунзви заявил недавно: "Гитлер был настоящий революционер, и он боролся за свои идеи, точно так же как я". Иногда он сравнивал себя даже с Наполеоном, заявив: "Меня, так же как и его, никто не в состоянии остановить".

Разгул черного расизма в Зимбабве был неожиданным, ведь эта страна на протяжении многих лет считалась в Африке и во всем мире образцом расовой гармонии, а Робер Мугабе одним из наиболее здравомыслящих лидеров африканского континента.

Корни черного расизма, вспыхнувшего в Африке, лежат далеко от Зимбабве - в США. Хорошо известна деятельность там темнокожего фанатика Фаррахана, пытающегося "не без успеха, синтезировать черный расизм с исламским экстремизмом и патологический антисемитизм. Несколько лет назад сторонники Фаррахана устроили марш на Вашингтон, обвиняя американские власти в дискриминации так называемых афроамериканцев, хотя на самом деле во многих случаях сейчас в США подвергаются как раз дискриминации представители белого населения. Их во вторую очередь берут на работу частные банки и корпорации, их и первыми сокращают и выгоняют с работы. Американские либералы считают, что таким образом они "исправляют" последствия той несправедливости, которые испытывали на себе в прошлом афроамериканцы. Своеобразным результатом этой несправедливости стало возникновение в начале XX века так называемого гарвеизма, традиции которого оказались очень живучими среди определенных кругов афроамериканской общины.

Организатор движения Маркус Гарвей, выходец с Ямайки, стал откровенным реакционером и черным расистом. Он считал, что необходимо создать большую негритянскую империю. В 1916 году Гарвей обосновался в США, где развернул большую политическую активность. В конце Первой мировой войны руководимое Гарвеем движение охватило значительные слои негритянского населения США, а также ряда стран Центральной и Южной Америки. Гарвеизм спекулировал на стремлении американских негров избавиться от расовой дискриминации.

Гарвей создал специальную организацию, при помощи которой рассчитывал объединить всех людей негритянского происхождения. В числе основных целей этой организации, носившей громкое название Всеобщей ассоциации борьбы за улучшение положения негров, Гарвей провозгласил создание всемирного братства всех людей черной расы, основанного на принципах расовой гордости, и образование единой нации черной расы. Гарвей добивался основания университетов, академий и школ в целях расистского воспитания. Им даже была создана специальная африканская ортодоксальная церковь, основанная на принципах черного расизма. Гарвей считал себя мессией и духовно-политическим вождем негритянских народов. Ораторские способности, расистская демагогия, ловкое использование антибелых настроений толпы - все это привело к тому, что, по некоторым данным, число его сторонников превышало 5 млн. человек.

Весьма характерно, что гарвеизм пользовался моральной и материальной поддержкой расистских организаций части белого населения США, прежде всего ку-клукс-клана, а также влиятельных мусульманских кругов. Гарвей вначале рассчитывал осуществить свои идеи на территории США. Позднее он все более обращает внимание на Африку, где стремится создать "империю черной расы". Он основывает в 1920 году в Нью-Йорке политический центр "Утопия негра", становится его временным президентом и провозглашает себя правителем миллионов негров, а его "министры" получают титулы "герцога Нила", барона Зомбези. На массовых собраниях сторонников Гарвея, проходивших в Нью-Йорке, в Мэдисон-сквер-горден или в Либерти Холл, руководители гарвеистского движения появлялись в ярких африканских одеяниях. После таких собраний гарвеисты устраивали шумные демонстрации на улицах Нью-Йорка, выкрикивая расистские лозунги и призывая к расправе над белыми.

Гарвей приступил к формированию специального Африканского легиона. По образцу Международного Красного Креста был создан Всеобщий черный крест. Возрастающая активность Гарвея вызывала серьезное беспокойство колониальных держав тем, что она может привести к волнениям в их африканских колониях, вызовет столкновение на расовой почве.

Следует отметить, что черный расизм Гарвея с самого начала натолкнулся на сопротивление образованной части американских негров, прежде всего интеллигенции, которым претил расистский характер деятельности гарвеистов, в частности исключавших мулатов из негритянской расы. Вскоре, однако, Гарвея постиг финансовый крах. Он был арестован и приговорен к пяти годам тюремного заключения. Гарвеизм как политическое течение потерпел поражение, в 1940 году умер и его основатель.

Нельзя не подчеркнуть - и это особенно важно в наши дни, - что деятельность Гарвея оказала определенное влияние на формирование идеологии панафриканизма, которому всегда были присущи определенные расистские черты. Важную роль в панафриканском движении играл бывший коммунист Джордж Пэдмор, являвшийся в последние годы своей жизни политическим советником лидера Ганы Квамее Ишума, деятельность которого была не лишена определенного расистского влияния.

С гарвеизмом была тесно связана и концепция "негритюда". Сущность "негритюда" состоит в необходимости возрождения и развития оригинальной негритянской культуры, призванной отразить некие специфические, якобы уникальные особенности "негроафриканской души". "Негритюд" - это закрепление своей индивидуальности, самоутверждение, - отмечал бывший президент Сенегала Леопольд Сенгор, - кто станет отрицать, что у негро-африканских народов свое особое понимание жизни и образа жизни, своя особая манера говорить, петь и танцевать, рисовать и лепить, даже смеяться и плакать? "Негритюд" - это совокупность ценностей негритянского мира, т.е. определенное активное участие во всем мире и во всей вселенной". Используя концепцию "негритюда", влиятельные африканские круги стремятся отгородить лиц негритянского происхождения под предлогом защиты негритянской самобытности и культуры от демократических идей нашего времени, от других народов. Показательно, что, когда весной 1963 года обсуждался вопрос о создании Организации африканского единства (ОАЕ), некоторые африканские лидеры, подверженные расистскому влиянию, стремились не допустить в состав Северной Африки Египет, Марокко, Тунис и Ливию, опасаясь, что это растворит "черный" характер ОАЕ. Более того, кое-кто пытался превратить эту организацию в "сообщество черных народов", противостоящих как Западу, так и Востоку. Оппортунизм, бывший одним из краеугольных камней ОАЕ, некоторые круги стремились превратить в орудие черного расизма на международной арене. Напомним, как в свое время угандийский диктатор Иди Амин изгонял из Уганды лиц азиатского происхождения, что привело лишь к ухудшению экономического положения этой страны. Черные расисты, тесно связанные с исламскими экстремистами, захватившие в разные годы власть в некоторых африканских странах, жестоко уничтожали "чужеродное" местное население. Генерал Иди Амин в Уганде за 6 лет правления ликвидировал несколько сот тысяч человек. Можно вспомнить кровавого диктатора Бокассу в Центральноафриканской Республике, который лично участвовал в убийстве детей и был уличен в людоедстве. Или правителя Экваториальной Гвинеи Масиаса, присвоившего себе звание "гроссмейстера науки и культуры" - из его страны от установленного террористического режима сбежала почти половина всех жителей.

Недавно власти Зимбабве решили смягчить впечатление от бесчинств против белого населения.

Африканский Гитлер Ченджери Хунзви получил трехмесячный срок с отсрочкой наказания, ему также присудили выплату штрафа в размере 962 долл. и оплату судебных издержек. Это решение вызвало лишь возмущение во всем мире. Ведь цивилизованный мир столкнулся с серьезной опасностью черного расизма. А к чему приводит расизм независимо от его окраски, мир знает очень хорошо. Человечество уплатило очень дорогую цену за гитлеровский расизм, жертвой которого были миллионы евреев, русских, поляков, представителей других народов, чтобы молча наблюдать за бесчинством черных расистов в Зимбабве, которое, по результатам опросов некоторых, склонны поддержать миллионы черных жителей ЮАР. Судьба шести миллионов белых в этой стране будет висеть на волоске, если ООН, ОАЕ, все страны мира не скажут своего решительного "нет" черным наследникам бесноватого германского фюрера и не напомнят г-ну Мугабе, с каким опасным огнем он играет и в какое время он живет. И не случайно, что выдающийся деятель современной Африки, несгибаемый борец против расизма, бывший президент ЮАР, лауреат Нобелевской премии Нельсон Мандела призвал недавно жителей граничащих с ЮАР Зимбабве к вооруженному восстанию против правящего там режима. "Есть в Африке лидеры, которые командовали освободительными армиями. Сегодня они купаются в роскоши. Общаясь с богатыми и влиятельными мира сего, они стали презирать тех самых людей, которые привели их к власти. Они думают, что поставлены там навсегда". Обращаясь к народу Зимбабве, Мандела рекомендовал ему "взять в руки оружие" и "освободиться от тиранов". Мандела не называл никого по имени, но все в мире поняли, что он имел в виду нынешнего президента соседней страны. Нельзя не обратить внимания на то, что призыв Манделы был в явном противоречии с компромиссными заявлениями нынешнего президента ЮАР Табо Мбека, который, судя по всему, не без сочувствия относится к событиям в Зимбабве. Мандела практически призвал мир отказаться от устаревших представлений не критиковать черных. Сейчас другое время. Нельзя мыслить категориями прошлого. Разгромив белый расизм, прежде всего гитлеровский, человечество должно и обязано преградить путь черному расизму. Это прежде всего в интересах самой Африки, в том числе и народа Зимбабве, в интересах мира на земле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1580
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1498
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2507
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
3514

Другие новости